Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е


В конце концов, помимо социологических опросов, есть и такие мощные проявления общественного мнения, как выборы, как свободная пресса. В современной России много говорится и пишется о фальсификации выборов, об ограничении свободы прессы, но само говорение свидетельствует о том, что авторитаризм пока еще не наступил. Да и зачем ему наступать, если большинство партий поддерживают одну и ту же политическую линию, если большинство населения поддерживает правительственную политику.

Может быть, самым большим ударом для веры в российское “западничество” является поистине буддистское спокойствие, с которым был принят обществом отказ России платить по своим долгам 17 августа 1998 года. И коммунисты, и “либералы”, и верующие, и неверующие пускай даже и пострадали от “дефолта”, но менее всего обнаружили понимание того, что подобный дефолт выводит Россию за рамки западного сообщества и его нравственных норм. Вместо этого стал активно создаваться, и создаваться прежде всего снизу, образ России — как жертвы, образ Запада — как хищного и жестокого фарисея. Антизападническая риторика стала обязательной частью речей православных лидеров, как, впрочем, и большинства политиков. Это еще раз наглядно продемонстрировало, что не так важны декларируемые ценности, как иерархия ценностей и порядок, в котором личность и общество их реализует. Пока верховной ценностью в России остается коллектив, для обеспечения жизнедеятельности которого в жертву приносятся и право, и мораль, и личное благополучие, а иногда и жизнь ближнего.

Можно ли предположить, что российский коллективизм принципиально связан с православием, питается им или, напротив, что российский коллективизм создал своеобразный извод православия, в котором коллективистские ценности занимают более высокое место, чем, к примеру, в православии византийском или сербском? Вряд ли для какого-либо из утверждений такого рода есть основания. Если мы вспомним о том, сколь мало реальное число практикующих христиан в России (о чем говорилось в предыдущем разделе), и о том, сколь глубок и долог был разрыв с христианской традицией, мы скорее склонимся к тому, что современный российский коллективизм никак не мотивирован религиозно. В нем можно усмотреть остаточное явление коммунистической традиции, в нем можно усмотреть наиболее примитивную реакцию социума на глубокий и внезапный кризис, но было бы безответственно списывать этот коллективизм на православие, как было бы опрометчиво приписывать индивидуализм влиянию протестантизма.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
- Духовная эволюция или деградация?
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
- Священство и царство в российском общественном сознании
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи