Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е


Если выйти за пределы социологических данных и посмотреть на идущие в России политические дискуссии, мы увидим, что к религиозным ценностям в этих дискуссиях практически не апеллируют. И сторонники укрепления порядка в ущерб личной свободе, и сторонники расширения экономической и политической свободы личности обычно обходятся внерелигиозными аргументами. Несомненно, однако, что сторонники свободы (объединяющие в себе тех, кого на Западе определяют как либералов и консерваторов; соответствующие термины в России используются скорее для обозначения различных оттенков внутри номенклатуры) чаще критикуют православие как опору коллективистской психологии. Насколько это справедливо, мы обсудим в следующем разделе. Вообще же религиозный фактор действительно играет пока чрезвычайно маленькую роль в российской жизни, и сопротивление религии обусловлено, может быть, именно тем, что слишком часто о ней — неважно, в какой разновидности — говорят как о средстве спасения общества.



Секулярные параметры религиозной психологии

Третье направление социологических исследований, могущее пролить свет на религиозное настоящее и будущее России, пытается выявить различия между жизненными установками верующих и неверующих людей. Здесь перед исследователем часто стоит опасность банализации. Например, по опросу Кутковец 1997 г. расхождения между верующими и неверующими по большинству позиций незначительны, но намного больше верующих людей заявили, что совесть — это голос Бога в человеке (32% против 11% голосов неверующих). Удивительно не это, удивительно то, что 47% верующих выбрали ответ вполне секулярный, определив совесть как собственное представление о добре и зле.

По всем основным политическим вопросам: об отношении к Западу, о будущем устройстве России существенных различий между верующими и неверующими этот опрос не выявил. Число монархистов даже оказалось ниже среди верующих (4,6%), чем среди неверующих (6,2%). Чуть больше верующих выступило за особый путь развития России и за возвращение к советской модели. Но во всех случаях различия составляют один-три процента, что кажется не слишком надежным (стоит напомнить, что опрос проводился в премьерство Немцова, и Немцов набрал наибольшее число голосов как политик — кроме Зюганова, “взявшего” традиционные 15% среди верующих и 17% среди неверующих).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
- В чем каемся? И чего у неба просим?
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи