Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
Если выйти за пределы социологических данных и посмотреть на идущие в России политические дискуссии, мы увидим, что к религиозным ценностям в этих дискуссиях практически не апеллируют. И сторонники укрепления порядка в ущерб личной свободе, и сторонники расширения экономической и политической свободы личности обычно обходятся внерелигиозными аргументами. Несомненно, однако, что сторонники свободы (объединяющие в себе тех, кого на Западе определяют как либералов и консерваторов; соответствующие термины в России используются скорее для обозначения различных оттенков внутри номенклатуры) чаще критикуют православие как опору коллективистской психологии. Насколько это справедливо, мы обсудим в следующем разделе. Вообще же религиозный фактор действительно играет пока чрезвычайно маленькую роль в российской жизни, и сопротивление религии обусловлено, может быть, именно тем, что слишком часто о ней — неважно, в какой разновидности — говорят как о средстве спасения общества.
Секулярные параметры религиозной психологии
Третье направление социологических исследований, могущее пролить свет на религиозное настоящее и будущее России, пытается выявить различия между жизненными установками верующих и неверующих людей. Здесь перед исследователем часто стоит опасность банализации. Например, по опросу Кутковец 1997 г. расхождения между верующими и неверующими по большинству позиций незначительны, но намного больше верующих людей заявили, что совесть — это голос Бога в человеке (32% против 11% голосов неверующих). Удивительно не это, удивительно то, что 47% верующих выбрали ответ вполне секулярный, определив совесть как собственное представление о добре и зле.
По всем основным политическим вопросам: об отношении к Западу, о будущем устройстве России существенных различий между верующими и неверующими этот опрос не выявил. Число монархистов даже оказалось ниже среди верующих (4,6%), чем среди неверующих (6,2%). Чуть больше верующих выступило за особый путь развития России и за возвращение к советской модели. Но во всех случаях различия составляют один-три процента, что кажется не слишком надежным (стоит напомнить, что опрос проводился в премьерство Немцова, и Немцов набрал наибольшее число голосов как политик — кроме Зюганова, “взявшего” традиционные 15% среди верующих и 17% среди неверующих).
Другие статьи по теме: - Золочение куполов - Археологическое доказательство существования Иисуса Христа - Неоготика - Ученые тоже верят в потусторонние силы - Из истории полемики против латинян в xvi веке
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|