Календарь
Cобытия 
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
При анализе упомянутой выше базы статей периодической печати этот факт сразу подтверждается: число публикаций, бичующих иеговистов, одинаково велико и в “правой”, и в “левой” печати. Они остаются (с советских еще времен) поистине козлом отпущения для журналистов, и ни сциентологи, ни мормоны, ни мунисты не смогли их в этом “опередить”. Причем основная претензия к мормонам та же, что и к прочим “тоталитарным сектам”: в них видят и ненавидят воплощение коллективизма в религии. Здесь-то и встает вопрос: этот страх коллективизма, “веры под барабан” не говорит ли больше о тех, кто боится, чем о тех, кого боятся? Постоянно растущий в российском обществе страх перед “сектами” не связан ли с растущим ощущением того, что российское общество само вступило на путь “сектантского” замыкания и “информационная элита” этому немало способствует? Не проецируется ли на другого собственный грех?
В другой своей статье те же авторы сравнили религиозность русских (православных) и татар (мусульман) в Татарии9. Это частное исследование в целом подтверждает общероссийские опросы (лишь 7% населения ходит в церковь ежемесячно). Татары оказываются несколько более религиозными, что авторы разумно объясняют тем, что атеистическая пропаганда велась в основном среди русских, равно как и тем, что среди русских выше процент образованных людей. В целом же православие и ислам оказываются в соответствующих национальных группах поразительно идентичными факторами. Опрос показывает, что мусульманство как более “родовая” религия поддерживает определенный религиозный и моральный консерватизм, сглаживает конфликт поколений и т.п. Но можно ли говорить о противоположном: что христианство стимулирует больший индивидуализм? Можно, но с одной оговоркой: православные русские в целом более “анемичны”, их индивидуализм проявляется не в более творческом отношении к жизни, а в повышенном переживании жизни как чего-то неудачного и трагического. Проблема в том, что такой “аномизм” может быть следствием и секулярной психологии, тут различия между православными и неверующими не прослеживаются.
Другие статьи по теме: - Когда наука становится религией - Неоготика - человек-овца и господь бог - Постсекулярная эпоха - Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|