Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Толщиномер защитных покрытий всех типов константа толщиномер константа к5 купить.
 

Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е


И сегодня в России можно говорить о своеобразном синтезе “теологии освобождения” в ее православном варианте с посткоммунизмом, то есть с идеологией социального мира (хотя бы мира, о процветании уже речи не идет, почему это именно посткоммунизм, а не коммунизм как таковой). Различия между “либеральными” и “консервативными” христианами, между “западниками” и “антизападниками” вторичны по сравнению с убежденностью в важности идеологической функции религии вообще. Ожесточенность конфликтов внутри различных церковных течений как раз и связана с конкуренцией в качестве возможных социальных лидеров. Светское общество, неверующая среда (несравненно более влиятельная, чем на Западе) в России скорее поощряет такое убеждение верующих в своей социальной роли, вместо того, чтобы стремиться к действительной секуляризации.

Между тем несомненно, что в российском христианстве есть и действительно творческий потенциал, способный вырваться из порочного круга идеологизирования религии.

Во-первых, можно указать на “новых русских протестантов”, пусть они и составляют пока еще ничтожное меньшинство. Каариайнен и Киммо, в чей анализ религиозной элиты попало несколько протестантов, с изумлением отметили, что “неправославная религиозная элита — наиболее либерально и демократически ориентированная часть российской элиты”10. Правда, они оговорили, что речь идет о статистически ничтожной величине.

Еще меньше (хотя публикует некоторое количество книг и статей, заметных на фоне общей скудости) группа богословов, ориентирующая на западную (преимущественно либерально-протестантскую) традицию, которая пытается приветствовать секуляризацию “звоном щита”, пропагандируя по мере сил концепцию “демифологизации” христианства, принятия секуляризации и безрелигиозного мира как данности.

И, наконец, никуда не исчезла, хотя и существует прежде всего в виде культурного тезауруса, а не живой традиции, традиция русского религиозно-философского возрождения начала XX века. В этой традиции преобладала, правда, все та же теология освобождения (достаточно упомянуть христианский социализм Флоренского). Но в ней, часто в пределах творчества одного и того же автора, обкатывались и возможные пути существования христианства в секулярном мире без претензий на политико-социальное лидерство. И когда сегодня кажется, что в России сгущается ночь, следует помнить, что речь ведь идет скорее о последних, вполне естественных судорогах издыхающего тоталитаризма, что возможность выхода к нормальной жизни существует, и о роли христианства в будущем следует судить не столько по его наличному присутствию в русской действительности (производящему, действительно, скорее жалкое впечатление), сколько по его потенциалу.




1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  

Другие статьи по теме:

- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Образ Иерусалимского храма
- ю.н. столяров библия и библиотеки
- Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи