Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозные свободы в России конца xx века
Весной 1999 г. главнокомандующий Северокавказским военным округом генерал-полковник В.Казанцев (поставленный Путиным год спустя во главе одноименного федерального округа) и архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее создание объединенной постоянно действующей рабочей группы по взаимодействию между СКВО и Ростовской епархией. В беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС генерал Казанцев заявил, что “единство российской армии и Русской Православной Церкви, завещанное нам еще преподобным Сергием Радонежским, особенно ярко проявляется в грозные для России времена”.
А через несколько месяцев снова начались широкомасштабные операции вооруженных сил России в Дагестане и Чечне, и 23 октября 1999 года по первой (общероссийской) программе Центрального телевидения был передан репортаж о том, как рядом с солдатами свою духовную миссию выполняет бывший военнослужащий, а ныне монах Филарет.
Второй чеченской войне предшествовали взрывы, прозвучавшие в сентябре 1999 г. в Москве и в нескольких других городах России. Ответственность за них не взяла на себя ни одна конкретная организация, отмежеваться от террористических актов поспешили и чеченские власти, однако в общественном сознании россиян сложился стереотип чеченца — исламского экстремиста, который чуть ли не от рождения является потенциальным преступником.
Совет муфтиев России выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что “террор и насилие, навязывание норм дикого средневековья не имеют ничего общего с исламом”, и одновременно выразил глубокое сожаление в связи с тем, что “нашлись в обществе разрушительные силы, заинтересованные в расколе страны по национальному и религиозному признаку”. “Эти силы, — указывалось в заявлении, — используют трагические события на Северном Кавказе, террористические акты в центре России для развязывания оголтелой антиисламской пропаганды, создания в лице мусульманина “образа врага””.
В отделе Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями придерживаются иной точки зрения. 12-16 января 2000 г. этот отдел провел в Чечне “гуманитарную акцию”. К тому моменту в результате военных операций российской армии большинство населенных пунктов на чеченской территории уже были превращены в руины, множество мирных жителей — представителей различных этнических групп — погибло. Сотни тысяч стариков, женщин и детей бежали из родных мест, и те, кому удалось, несмотря на холод, голод и болезни, выбраться из зоны боев, оказались в трагическом положении никому не нужной “лишней обузы”.
По линии РПЦ в Чечню были доставлены продукты питания, предназначенные практически только для армии. Как видно из сообщения Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС), отправители “гуманитарной помощи” солдатам не забыли и о “духовно-воспитательной” работе с личным составом действующей армии: “При следовании рейсом военно-транспортной авиации непосредственно в полете иеромонахом Софронием освящалось воздушное судно, а затем два члена экипажа высказали просьбы принять таинство крещения”. И крещение “было совершено во время полета на высоте 9 тысяч метров”.
Другие статьи по теме: - Повседневная жизнь русского средневекового монастыря - В чем каемся? И чего у неба просим? - Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е - Из истории полемики против латинян в xvi веке - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|