Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозные свободы в России конца xx века
Поборник “православного сталинизма” (термин этот, правда, принадлежит не архимандриту Тихону, а другому представителю того же течения в православии игумену Алексию Просвирину), духовник президента пропагандирует свои идеи в обскурантистской националистической телепрограмме “Русский дом”. Он “прославился” также рьяным участием в уничтожении общины отца Георгия Кочеткова в московском храме Успения в Печатниках, руководя действиями специально поставленного туда “помощника”.
Нельзя не заметить и того факта, что Архиерейский собор РПЦ, упомянув среди “областей соработничества” Церкви и государства “противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и государства”, не смог назвать критерии, по которым Церковь причисляет к “псевдорелигиозным” и “опасным” те или иные организации верующих. Не раскрыт и характер “противодействия” деятельности этих организаций, хотя мы можем судить о нем по многочисленным примерам нарушений прав человека, в том числе права каждого верить или не верить в соответствии с собственным личным выбором.
Сегодня Церковь вынуждена, хотя и нехотя, считаться с фактом легального существования в России многих из тех, кого в прошлом она гнала “в соработничестве” с самодержавием. Ее представители сидят с ними за одном столом в Совете по взаимодействию при президенте РФ. Однако старые рефлексы то и дело срабатывают, и тот же митрополит Кирилл, который по должности поддерживает контакты с инаковерующими, ратует в докладе на соборе за ограничение руками государства деятельности “новообразований”, каждое из которых представляется ему априори “деструктивным” и “псевдорелигиозным”.
2. Милитаризация общественного и церковного сознания
Власти вот уже несколько лет расширяют сотрудничество с РПЦ в самых различных сферах жизни общества. Симптоматично, однако, что процесс этот набирает обороты прежде всего в тех областях, где работают люди в погонах. Церковь заключила целую серию эксклюзивных соглашений с силовыми ведомствами государства: министерством обороны, министерством внутренних дел и несколькими ведомствами, входившими в советские времена в состав Комитета государственной безопасности.
На одном из заседаний Совета Российского Отделения Международной ассоциации религиозной свободы в этой связи говорилось о нарушении Конституции, статья 14 которой провозглашает многонациональную и многорелигиозную Российскую Федерацию светским государством. Была упомянута и статья 8 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих”, которая запрещает людям в военной форме, в том числе генералам, “использовать свое служебное положение для пропаганды того или иного отношения к религии”.
Тем не менее генералы, следуя примеру политиков, стараются не пропустить ни одного случая продемонстрировать свою близость к Русской православной церкви, позируют перед телекамерами рядом с ее архиереями со свечками в руках, взывают к “боевым традициям Святой Руси” и “ратным подвигам” ее сынов, встречая благожелательный отклик в церковной среде. Как сообщил на последнем Архиерейском соборе РПЦ председатель “военного” отдела епископ Савва, должность руководителя информационно-аналитической службы в отделе занимает кадровый офицер. Кроме того, каждая силовая структура командировала в отдел по консультанту.
Другие статьи по теме: - Когда наука становится религией - Иерусалимский храм - Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова - Религиозные свободы в России конца xx века - Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|