Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Религиозные свободы в России конца xx века
“Самым ярким примером подобной практики” журнал называет историю с трехтонным колоколом, который еще до принятия нового закона был передан властями в построенный заново Казанский собор на Красной площади в Москве, да так там и остался. Хотя на нем имеется литая надпись о том, что это дар семьи Морозовых московскому кафедральному старообрядческому Покровскому собору в память об умерших родственниках, имена которых перечислены тут же на колоколе (в том числе и знаменитый Савва Морозов).
“Колокол долгое время стоял на площади у Казанского собора, где его и обнаружили московские старообрядцы, — сообщает журнал. — Митрополит Алимпий написал очень спокойное и доброжелательное письмо патриарху Алексию II с просьбой отдать колокол законным владельцам. Представители митрополита отвезли его в приемную в Даниловом монастыре. В приемной их продержали, не дав присесть, несколько часов, а потом объяснили, что просьба напрасна, Патриархия, мол, достаточно сильна, чтобы игнорировать любые, в том числе и справедливые обращения. Колокол остался у захватчиков. Он, правда, из-за своей большой величины никак не помещался на миниатюрной колокольне Казанского собора. Ничего, разломали колокольню, втащили колокол, а колокольню построили заново”.
Сегодня православный мир за церковной оградой РПЦ не исчерпывается старообрядцами. И время от времени средства массовой информации сообщают о конфликтах на местах в связи с отказом властей зарегистрировать приходы нескольких организаций, которые, как и Московский Патриархат, ведут свою родословную от досоветской Православной Российской Церкви, но сегодня принадлежат к самым различным юрисдикциям.
Местные власти зачастую не хотят предоставлять им права юридического лица, сохранять действующие или разрешать строить новые храмы. Над общинами, которые в эпоху тоталитаризма подвергались гонениям за уклонение от сотрудничества с антирелигиозным режимом, снова нависла угроза если не полной ликвидации, то, как минимум, ущемления в правах до истечения пресловутого 15-летнего “испытательного срока”. Конфликты такого рода имели место в Ногинске (под Москвой), Борках (Рязань), на Валааме, в населенных пунктах Павловское (Владимирская область), Поселки (Пензенская область) и Ивня (Белгородская область), в ряде других мест.
Во многих случаях общины этих церквей создаются теми, кто разочарован позицией высших руководителей РПЦ в вопросах взаимоотношений с государством, религиозными организациями и светским обществом. Особенно в связи с принятием и осуществлением на практике нового закона. Наиболее радикальные критики священноначалия РПЦ ставят знак равенства между действительно возникшим в церковной ограде движением, которое выступает с позиций этнической и религиозной нетерпимости, и всеми ее руководящими структурами.
Тем временем продолжается “охота на ведьм” внутри Русской православной церкви. Не стихают угрозы по адресу тех православных священнослужителей Москвы, которые призывают к диалогу с инаковерующими. Не восстановлен на работе преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии игумен Вениамин (Новик), который был уволен после того, как выступил с критикой закона и осудил ограничение прав неправославных верующих. До сих пор “не прощен” самый выдающийся православный иконописец ХХ века, лауреат Госпремии России игумен Зинон, “провинившийся” тем, что принял причастие из рук католического священника. Сжигаются “не те” (то есть изданные не православными) Библии, а также книги известнейших православных богословов отцов Н.Афанасьева, И. Мейендорфа, А.Меня и А. Шмемана.
Другие статьи по теме: - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Повседневная жизнь русского средневекового монастыря - ю.н. столяров библия и библиотеки - Приходское духовенство xv - начала xvi века - Образ Иерусалимского храма
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|