Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917Более чем за сто лет пребывания Киевской митрополии в составе Русской Православной Церкви это "купночиние", или нивелирование украинского церковно-православной жизни, в главном было уже достигнутом. Надо перечитать только во вступлении перед разд. И этой Четвертой эпохи в истории нашей Церкви о тех условиях, на основании которых произошел переход Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Церкви, и вспомнить, что произошло с теми условиями протяжении XVIII в. Автономии Украинской Церкви, как Киевской митрополии, давным-давно уже не стало; митрополия давно уже стала обычным епархией, лишенной областного ее характера; было время, что видбиралы даже Киевском архипастыри титул митрополита; митрополит, как и епископы, не вибирались уже в Украине, а назначались Синодом, или даже царской властью; соборное жизни Церкви, по "купночинию" со всей Русской Церковью, государственному аппарату подчиненной, вполне замерло. Церковно-национальная украинская культура, И после обширного использования ее образовательных сокровищ, воспитанников и деятелей для. Подъем из состояния Неве-жества Московии, была приговорена русификацийнимы мероприятиями в школе, запретами печати и издательства на замирание.
Чтобы избавить украниську нацию православного признания Национальной ее Православной Церкви и влить в общую течение Русской Церкви, была проделана в течение XVIII в. немалая работа, и не без участия, что надо признать, самых украинских, особенно на иерархических верхах Церкви. Переходя в XIX века, украинский православный народ не имел своей национальной Церкви как учреждения, ее потерял, правда, уже и в XVIII стол. Однако и находясь в составе Русской Православной Церкви, украинский народ в массе своей за того еще не росийщився, а оставаясь украинским, хранил и вносил в свое церковно-религиозной жизни определенные национальные моменты, которые, свидетельствуя о связи с прошлым церковным, могли, при изменившихся обстоятельствах, творить почву и для более широкого возрождения церковного в направлении восстановления Национальной Церкви как учреждения. Поэтому и нивелирующей меры центральной церковной власти, Синода Греко-Российской Православной Церкви, в политической службе его государственным интересам царской России, продолжаются в церковной жизни на украинских землях и в XIX в., - Меры, при которых Православная Церковь зуживалась властями для денационализации украинского народа и ассимиляции его в единой неделимой России и в единой национальной Русской Церкви.
В нашей исторической литературе встречаемся с таким мнением, что "население Правобережной Украины, которая после своего падения Польши перешла под власть России, массово вернулось из унии в православие, наивно веря, что переход под православного царя и поворот к православия улучшит его судьбу" (Дм. Дорошенко. Православная Церковь в прошлом и современной жизни украинского народа. Берлин. 1940, с. 42). Такое понимание массового, как и у нас это выше представлено, возвращение на православие (за которым 3-4 года) украинской людности Волыни, Подолья, Киевщины отказывает нашему народу горячего идейного привязывание к православной вере родителей, за я> ку, после суток казачества, и на протяжении уже XVIII в. Правосторонняя Украины под Польшей много страдала и восстания поднимала. Или же есть основания к такому практическому будто трактовки нашим народом интимных дела его духовой жизни - религиозной его веры? Меркантилистов в делах веры, самым выразительным примером которых был львовский епископ Иосиф Шумляны-ский, более 20 лет тайный унияти на православной кафедре, - не бракло на верхах народа, на протяжении 200 лет утонули в польском море, но думать о целом народе, что он мог , наивно не наивно, торговать своей верой, - значит ставить большой вопрос о моральной стоимость такого народа.
Другие статьи по теме: - Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны - Новое возрождение и освящение Украинской Православной Святыни - Деятельность братств в Украине - Роль религии в современном обществе - Правовое состояние православного духовенства в Украине во время царствования Елизаветы
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|