Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
В заявлении епископов и духовенства о переходе на Православие говорится о том, что "жалкое отрыв населенных нами земель от нашей матери-России отделило наших предков от правой вселенской единства, а сила чужого завоеван подвела их под власть римской церкви под названием униатов. .. Хитрая политика тогдашней Польской республики и согласен с ней направление латинского духовенства, не терпело духа русской народности и старых обрядов Православного Востока, доложило всех сил, чтобы по возможности стереть весь след первоначального происхождения нашего народа и нашей Церкви. Этими соединенными усилиями наши предки по приняття унии были осуждены на несчастную судьбу. Угрозой в ЕЕ правах шляхта перешла на латинскую веру; но мещане и крестьяне, которые не меняли и в унии сохранившихся обрядов своих предков, несли тяжелые притеснения. Но вскоре наши обряды и святые церковные обычаи, правила и даже Служба Божья нашей Церкви стали значительно меняться, на их место заводились вполне неподходящие латинские. Греко-униятские приходское духовенство, лишенное средств к образованию, в нищете и унижении, попало в ярмо к римского духовенства. Ему грозило полное уничтожение или переформирования, если бы Всевышний не сделал этим мучениям конца тем, что населенные нами земли, - старая наследие Руси, - снова вернулись под власть России "... (Э. Винтер. Ор. СИГ. с. 154-155).
Заявление это, не касаясь по существу основных различий между католическим и православным исповедания, сводит причины возвращения униатов к православия основном к тому, что уния в римской церкви, ее духовенство, и восточной обряд были унижены, и притеснениями и хитростью стали унияти переводиться на латинство. Само появление унии заявление объясняет отрыв будто украинских и белорусских земель от общей матери России, в которую теперь вернувшись, "русская народность" может вернуться и к родной православной веры. Заявление оставляет на боьци тот факт, что и под Польшей существовало православие и веками боролось за свои права. Ставя дело унии на национально-политическую почву, заявление проводит идею, несогласные с историей, о "однисть русского народа" (великорусы, малорусы и белорусы), откуда и видим в заявлении грубый анахронизм, что от государственного организма позднего, - Московии-Ро- сии, - отрывались, а теперь "возвращаются", как его "наследие", имевшие свое государство и свою церковь раньше, чем началась государство Московское. Очевидно, что заявление пишется в духе официальной идеологии, утверждается в часах царя Николая I, о "православие, самодержавие и народность" (одноруську), как о устои Российского государства; православие, к которому возвращались теперь униаты, связано было в этой идеологии с "русскости", то есть должно было служить средством к обрусения белорусов и украинского.
После возвращения униатов к Православной Церкви в 1839 г., в пределах России остались унияти Идет только на Холмщине и Во-ляшши, какие земли достались под Россию в 1815 г. Униятски собор в Холме существовала без перерыва от 1652 г., когда Галиция была еще с полвека православной. Более чем за 200 лет униятски Церковь глубоко вросла в жизни Холмщины и Подляшья, равно как, возможно, нигде на украинских землях не имела таких размеров, как здесь, латинизация в унии восточного обряда и связанная с латинизацией полонизация украинского населения. Холмский униятских епископ Терашкевич (умер в марте 1861 г.) откровенно советовал украинским крестьянам, которые просили пастыря: "Имеете вблизи католический костел, можете и в нем удовлетворять свои духовные потребности, - это все равно". Акция соединение униатов с Православием в 1839 году не коснулась Холмщины, но часть священников вступала в сношения с митрополитом литовским Иосифом Семашко (умер 23 ноября 1868 г.).
Другие статьи по теме: - Деятельность братств в Украине - Христианство на украинских землях до крещения Руси - Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны - Церковь и общество - История Полтавской епархии
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|