Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
Эти данные набирають полного значения в поривнанни с тем, что более чем через сто лет, накануне манифеста Александра II 19 февраля 1861 об освобождении крестьян от крепостной зависимости, в г. 1860, было, напр., В целой Черниговской губернии только 70 народных школ , а в них 2290 детей; одна школа приходилась на 17143 души населения. (В. Биднов. Школа и образование на Украине. "Украинская культура". Ре-генсбург. 1947. Стр. 39). Традиционные украинские школы при приходах стали исчезать под Россией во временах Екатерины II, особенно когда переведено было г. 1783 окончательное закрипощення украинского крестьянства, а г. 1786 - секуляризация церковных и Манастырского имений в Украине. Само правительство не заботился об образовании крепостной деревни, мало где открывая школы по т. н. "Казенных" селах (крестьяне "государственные", "экономические"); тем меньше заботились теперь об этом помещики, между которыми на Ливобрежжи всего было обрусевшей казацкой старшины. Так, напр., С 70 школ Черниговской губ., Упомянутых выше, только 6, в барских деревнях. Украинское крестьянство, судя по количеству школ для него в первой половине XIX в., Осуждено было на темноту; итоге это относится и к великорусского закрипощеного крестьянства, с той только разницей, что оно, в котором жила хоть мизерное количество школ, училось в своем языке , тогда как украинскому крестьянству, или его детям, ставила трудности для образования и наука в чужой московском языке, следствием которой науки, богатой по причине неясности языка на анекдоты, был большой процент безграмотности скоро после окончания московской школы.
Только с отменой в 1861 г. крепостного права, дело образования в России вообще, в частности же низшего образования народной, начинает медленно выходить на более широкий путь, при большей участия самого гражданства. Наибольшее значение для дела образования имело введение в сутках великих реформ земского и городского самоуправления 1864 Земства и на Украине взяли под свою опеку образовании села; к сожалению, на Правобережье, в губ. Киевской, Волынской, Подольской, земства, и то т. н. "Куцые", были, по мотивам политических (русского национализма), заведены только в 1910-11 гг После же отмены крепостного права и с открытием земствами по деревням народных школ, началось движение и за открытие при церквях по приходам народних школ. Так, в Черниговской епархии было уже в 60-м гг XIX в. церковно-приходских школ до 850, а-в них учащихся до 17 тысяч. Однако на культурно-образовательной деятельности духовенства скоро затяжила рука обер-прокуроров Синода - Д. А. Толстого (1866-1880) и К. П. Во-бедоносцева (1880-1905), которые на протяжении 40 лет были у руля "ве-ведомства Православнаго Исповедания ", творя из него крепость реакции в государстве и углубляя тем пропасть между Церковью и постепенным гражданством, ту пропасть, которую в начале XVIII в. начала рыть Петровская церковная реформа, образуя с" господ-ствующих "(господствующей) Православной Церкви, за западном протестантским образцу, один из департаментов самодержавной царской власти.
На поле народного образования, когда, как констатировало в 1875 г. Министерство народного просвещения, в целой России учащихся в начальных школах было в двадцать раз меньше, чем детей школьного возраста (В. Биднов. Ор. сии. с. 41), работы было, очевидно, достаточно и министерству образования, и земствам, и духовенству в приходских школах. Но участие последнего в расширение школьного по деревням была вызвана теперь скорее выразительной нерасположение к земскому народного шкильництва, чем солидарностью в работе над подъемом народа из тьмы безграмотности и невижества. Евгений Чикаленко писал, что "когда взамен старых дьяческим школ, в которых учились по Псалтырю и Часослову, земства стали заводить" гражданские "школы, то народ ужасно возмущался, что в школе, вместо" божественного ", читают" Жил-был в бабушки се-ренький козлик "... ("Воспоминания" '. Ню-Йорк. 1955, с. 349-350). Понятное дело, что в земских школах, изучив читать на материале, доступном ребенку, не о "козлика" только читали и учили, с другой стороны, священник, как законоучитель, так же, при желании и пастырской ревности, мог и в земской школе иметь религиозные влияния на учеников в своем приходе. Но обер-прокурор Синода К. Во-бедоносцев системой церковно-приходской школ, для управления которым, организации его, снабжение учебниками и т. д. образовано было при Синоде "Училищный советы", имел, пользуясь своего большого влияния при двух последних императорах, в идее накопить дело начального образования крестьянства в руках духовенства православного, которое давало бы народу "правдивую" российское образование, мол, земские школы, вместо правдивой образования, распространяли нигилизм в народе и вели к революции. "Огромное преимущество (?) церковно-учительских школ в деле нравственного и патриотического воспитания народа, - писал митрополит Антоний Храповицкий, - должна была закончиться передачей в руки духовенства всего дела просвещения крестьянства, всего дела начального науки, но на это у нашего правительства не стало мужественности, а у духовенства энергии ; поэтому целом школа наша (церковная) оказалась чуждой народу, хотя и продолжала, при всех своих недостатках, носить на себе отпечаток народной культуры, православной культуры, в частности сильно проявлялось в ней значением русской литературы, - этой великой области русской жизни "(Еп . Никон. Ор. сии. Т. II, с. 113. Подчеркну. наши.).
Другие статьи по теме: - Католический журнал - История Полтавской епархии - Деятельность украинских православных миссионеров в xviii веке - Краткая история Церкви Церкви Адвентистов седьмого дня в Западной Украине - Храм преподобного Иова Почаевского
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|