Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917


Эти данные набирають полного значения в поривнанни с тем, что более чем через сто лет, накануне манифеста Александра II 19 февраля 1861 об освобождении крестьян от крепостной зависимости, в г. 1860, было, напр., В целой Черниговской губернии только 70 народных школ , а в них 2290 детей; одна школа приходилась на 17143 души населения. (В. Биднов. Школа и образование на Украине. "Украинская культура". Ре-генсбург. 1947. Стр. 39). Традиционные украинские школы при приходах стали исчезать под Россией во временах Екатерины II, особенно когда переведено было г. 1783 окончательное закрипощення украинского крестьянства, а г. 1786 - секуляризация церковных и Манастырского имений в Украине. Само правительство не заботился об образовании крепостной деревни, мало где открывая школы по т. н. "Казенных" селах (крестьяне "государственные", "экономические"); тем меньше заботились теперь об этом помещики, между которыми на Ливобрежжи всего было обрусевшей казацкой старшины. Так, напр., С 70 школ Черниговской губ., Упомянутых выше, только 6, в барских деревнях. Украинское крестьянство, судя по количеству школ для него в первой половине XIX в., Осуждено было на темноту; итоге это относится и к великорусского закрипощеного крестьянства, с той только разницей, что оно, в котором жила хоть мизерное количество школ, училось в своем языке , тогда как украинскому крестьянству, или его детям, ставила трудности для образования и наука в чужой московском языке, следствием которой науки, богатой по причине неясности языка на анекдоты, был большой процент безграмотности скоро после окончания московской школы.

Только с отменой в 1861 г. крепостного права, дело образования в России вообще, в частности же низшего образования народной, начинает медленно выходить на более широкий путь, при большей участия самого гражданства. Наибольшее значение для дела образования имело введение в сутках великих реформ земского и городского самоуправления 1864 Земства и на Украине взяли под свою опеку образовании села; к сожалению, на Правобережье, в губ. Киевской, Волынской, Подольской, земства, и то т. н. "Куцые", были, по мотивам политических (русского национализма), заведены только в 1910-11 гг После же отмены крепостного права и с открытием земствами по деревням народных школ, началось движение и за открытие при церквях по приходам народних школ. Так, в Черниговской епархии было уже в 60-м гг XIX в. церковно-приходских школ до 850, а-в них учащихся до 17 тысяч. Однако на культурно-образовательной деятельности духовенства скоро затяжила рука обер-прокуроров Синода - Д. А. Толстого (1866-1880) и К. П. Во-бедоносцева (1880-1905), которые на протяжении 40 лет были у руля "ве-ведомства Православнаго Исповедания ", творя из него крепость реакции в государстве и углубляя тем пропасть между Церковью и постепенным гражданством, ту пропасть, которую в начале XVIII в. начала рыть Петровская церковная реформа, образуя с" господ-ствующих "(господствующей) Православной Церкви, за западном протестантским образцу, один из департаментов самодержавной царской власти.

На поле народного образования, когда, как констатировало в 1875 г. Министерство народного просвещения, в целой России учащихся в начальных школах было в двадцать раз меньше, чем детей школьного возраста (В. Биднов. Ор. сии. с. 41), работы было, очевидно, достаточно и министерству образования, и земствам, и духовенству в приходских школах. Но участие последнего в расширение школьного по деревням была вызвана теперь скорее выразительной нерасположение к земскому народного шкильництва, чем солидарностью в работе над подъемом народа из тьмы безграмотности и невижества. Евгений Чикаленко писал, что "когда взамен старых дьяческим школ, в которых учились по Псалтырю и Часослову, земства стали заводить" гражданские "школы, то народ ужасно возмущался, что в школе, вместо" божественного ", читают" Жил-был в бабушки се-ренький козлик "... ("Воспоминания" '. Ню-Йорк. 1955, с. 349-350). Понятное дело, что в земских школах, изучив читать на материале, доступном ребенку, не о "козлика" только читали и учили, с другой стороны, священник, как законоучитель, так же, при желании и пастырской ревности, мог и в земской школе иметь религиозные влияния на учеников в своем приходе. Но обер-прокурор Синода К. Во-бедоносцев системой церковно-приходской школ, для управления которым, организации его, снабжение учебниками и т. д. образовано было при Синоде "Училищный советы", имел, пользуясь своего большого влияния при двух последних императорах, в идее накопить дело начального образования крестьянства в руках духовенства православного, которое давало бы народу "правдивую" российское образование, мол, земские школы, вместо правдивой образования, распространяли нигилизм в народе и вели к революции. "Огромное преимущество (?) церковно-учительских школ в деле нравственного и патриотического воспитания народа, - писал митрополит Антоний Храповицкий, - должна была закончиться передачей в руки духовенства всего дела просвещения крестьянства, всего дела начального науки, но на это у нашего правительства не стало мужественности, а у духовенства энергии ; поэтому целом школа наша (церковная) оказалась чуждой народу, хотя и продолжала, при всех своих недостатках, носить на себе отпечаток народной культуры, православной культуры, в частности сильно проявлялось в ней значением русской литературы, - этой великой области русской жизни "(Еп . Никон. Ор. сии. Т. II, с. 113. Подчеркну. наши.).


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  

Другие статьи по теме:

- Краткая история Церкви Церкви Адвентистов седьмого дня в Западной Украине
- Правовое состояние православного духовенства в Украине во время царствования Елизаветы
- Католический журнал
- Церковь и общество
- собрание духовенства Киевской епархии
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи