Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
Относительно простого народа, то арх. Евлогий на него возлагает "лучшие, самые светлые надежды". "Двухсотлетний господства унии не проняло до глубины народню душу, не считаю-ли на всю хитрую и энергичную работу Рима; народ и в унии называл себя православным, а когда некоторые униятски священники хотели в бо-гослуженни заменить" православный "на" правоверный ", то народ громко и решительно запротестовал: он терпел из мусса унию, а когда пришла свобода, народ сбрасывает ее, как старую избитые одежду, и всем сердцем стремится к православия, не всегда дорожит даже униаты-ской обрядность "(ИЬМет с. 6-7). Правда, это касается в село; по городам уния значительно латинизувала мещан и других мийських жителей. По мнению архиеп. Евлогия, "народ, в большой своей массе, будет с православными, потому что современное галицко-униятски духовенство женщин имеет в народе: народ не любит его за политиканство, за унижение чистого церковного идеала совета политики".
К концу 1914 г. было присоединено в Галичине к Православной Церкви 45 приходов; всего же до времени отворот рос. армий из Галиции - около 200 приходов. В тех приходах, где закрепятся православные священники (они приезжали более из соседней Волынской епархии), архиеп. Евлогий считал нужным немедленно открывать народные школы с русским языком. Планируемо было в записке арх-Евлогия, чтобы с 1 января 1915 г., если развитие дела пра-вославия в Галичине будет идти и дальше так успешно, открыть во Львове православную епархию и заключить ЕЕ штаты. "Для полегчення расходов из Государственного клада было бы целесообразным, по мнению архиеп. Евлогия, конфисковать и передать Православной Церкви униятских кафедральный собор св. Георгия Победоносца и церкви Успенская и Преображенская во Львове со всем их имуществом; также конфисковать и передать православным митрополитальний униятских дом со всеми его имениями, а также закрыть базилиянськи униятски монастыре с передачей их имущества государственного сокровища. Не было бы это актом несправедливости или насилия, ибо сам Львовский митрополит граф Шептицкий является иезуит и страшный враг России, и все упомянутые монастыре реформированы в 80-м гг мин-. стол. иезуитами и проникнутые иезуитским духом, а иезуитам не разрешено проживать в границах Российской империи "(ГЬисИет с. 15-16).
Архиеп. Евлогий и в своем рапорте Синоду и в личной беседе с Генерал-Губернатором во Львове выступил против § 2 настоящего распоряжения, которым ставились большие препятствия добровольному переходу на православие в приходах, так как только тогда верные могли получить православного священника, как их будет 75% в приходы; равно же церковь трактованы не как собственность прихода, ибо даже если бы вся приход перешла на православие, церковь оставалась до отдельного распоряжения в руках униятского священника. Но в своей мотивации несправедливости против Православной Церкви таких заряженные архиеп. Евлогий продолжает стоять тоже на почве политической - единства православия и русскости, когда доказывает генерал-губернатору, что "органическое соединение Галиции с Россией придет лишь тогда, когда Галичина сольется с Россией в вере, или короче - вернется к вере православных своих предков" (ИЬШет с. 22). Генерал-Губернатор согласился, надо думать, с доводами архиеп. Евлогия и обещал переговорить об этом с Верховным Главнокомандующим, но выследи беседы, как она была, остались неизвестны, потому во второй половине апреля 1915 австро-германские большие силы повели наступление на галицком фронте, и русские войска вынуждены были из Галичины отступить.
Другие статьи по теме: - Католический журнал - Деятельность братств в Украине - Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Церковь и общество - Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|