Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
XVII вв. церковным кругам удалось до некоторой степени наэлектризовать эти массы, приблизившись к ним, приняв народные формы и ударив и в кое-какие социальные и национальные струны их психологии, так потом, как эти связи стали рваться и завмираты, на место энтузиазму и хочется бороться, страдать за свою народную "родительскую" веру, должно было прийти знеохочення ко всей той казьонщы-ни и мертвечины, которой ту веру пидминювано. Право сельских общин вибираты себе духовников отменено. На приходы стали приходить люди более образованные (речь о XIX стол. И. В.), но вполне общине чужие и к которому стало сближение с ней неохотно. Проходя русифицированные школу, кандидаты на священство, даже вышедшие таки из украинского села, отрывались от народной речи, смотрели на нее и на народную украинскую стихию свысока, народной обряд и культуру легкомысленно ... Народная речь была изгнана из проповедницы, из школы; не только труд общественная, но даже простое сближение с крестьян, братания с ними было для священника летию опасной против подозрительности администрации и помещиков, на услугах которых стояла вся низшая российская администрация. Священники водят общество с мелкими панками, во-лицийнимы чинами, лавочниками, для сельской же общины в них только притязания оплат, желание как можно больше взять из церкви и приходы, и эти желания все растут и становятся утяжливиши для крестьян по мере того,. Как увеличиваются потребности материальные этой духовной слои. И крестьянство все острее чувствует в этом слое элемент чужой и враждебный ... В Украине Восточной замечается сильное движение от официяльнои православной церкви и искания удовлетворения религиозного чувства вне церкви "... (Из истории религиозной мысли на Украине. Львов. 1925, с. 124-125).
Таким образом, для историка духовной, религиозной жизни украинского народа на протяжении XIX и с переходом в XX стол. сослаться на сектантское движение посреди нашего народа, который, мол, удовлетворять стал религиозные потребности наших крестьян, вместо "казьонщины и мертвечины" в Рос. Православной Церкви, - это значило бы не дать ответа на вопрос о духовном поживлення нашего народа на протяжении XIX в. и далее. Аджеж это сектантство, что равно и русифицировали украинского, или коснулось хоть целого 1% украинской людности? А что же было с ее мильойнамы? Покинул религиозную веру народ? Совсем збайдужнив к Церкви Божией ОСА недовольство ею, ее "казьонщиною" и "мертвечиной"? Разумеется, - нет. Не строились бы на Украине новые храмы, не наполнялись бы они, особенно в большие праздники, людьми "по берега '", не было бы тысячных паломничеств украинского-поклонников в Киевских святынь ежегодно, до Почаева и других древних манастирив украинской земли. «Консервативные в своих духовных настроениях, - справедливо говорит проф. О. Лотоцкий, - особенно в области религиозной, массы народные соблюдали старых традиций религиозных, независимо и вне новым духом официальной церкви; а и интеллигенция того же народа украинского порвала с теми традициями, фактически игнорировала их и тем исключила себя из участия в этом участке духового жизни своего народа »(« презренная дело ". Трезубец. 20. III. 1927 г., с. 6-7). Об интеллигенции скажем позже, а сейчас попытаемся, хоть доры-вочну, ответ на вопрос, чем питались, по нашему мнению, религиозным гийно в те времена украинские простые люди, своей национальной церкви лишены, - ответ тому доривочну, что вопрос этот мало об-слидоване; наших историков, как и вообще ученых украинского, не интересовало вплоть до революции 1917 г., когда начали писать, только не о том, почему за 150 лет (от Екатерины II) народ украинский остался глубоко набожным, а о том, что он "за 250 лет управления им Московской иерархией (хотя до времен Екатерины II руководила Церковью и на самой Московии как раз украинская иерар-
Проф. О. Лотоцкий справедливо говорит о Соблюдение нашими народными массами старых религиозных традиций не,, вне Церкви ", а -" независимо и вне новым духом официальной церкви ". Для украинских народных масс Православная Церковь, в которой находились их родители и прадеды, была самоценностью, как дело Божие, как учреждение, не людьми была образована, а для людей от Бога и Господа Христа. Было время, когда Церковь и "наша вера русская" стояли для народа украинского "превыше всего", были первым лозунгом, под которым шла борьба за отдельность национальную, свободу политическую, социальную. И о тех казацких временах заховувалась память в народе. Тарас Шевченко, крестьянский сын, из жизнеописания и творчества которого историк нашей Церкви может принять немало материала для характеристики духового жизни украинского простого народа в первой половине XIX в., Вспоминает в "Гайдамаках" столетнего дедушки, от которого, да и от других "старых людей », слышал о" казацкую славу ", так соединенную с верой и с борьбой" за веру ". Об усвоении основных правд этой веры, правд "благочестия" нашим народом в первых веках его христианства мы писали:
Другие статьи по теме: - Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны - Христианство на украинских землях до крещения Руси - Католический журнал
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|