Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917


XVII вв. церковным кругам удалось до некоторой степени наэлектризовать эти массы, приблизившись к ним, приняв народные формы и ударив и в кое-какие социальные и национальные струны их психологии, так потом, как эти связи стали рваться и завмираты, на место энтузиазму и хочется бороться, страдать за свою народную "родительскую" веру, должно было прийти знеохочення ко всей той казьонщы-ни и мертвечины, которой ту веру пидминювано. Право сельских общин вибираты себе духовников отменено. На приходы стали приходить люди более образованные (речь о XIX стол. И. В.), но вполне общине чужие и к которому стало сближение с ней неохотно. Проходя русифицированные школу, кандидаты на священство, даже вышедшие таки из украинского села, отрывались от народной речи, смотрели на нее и на народную украинскую стихию свысока, народной обряд и культуру легкомысленно ... Народная речь была изгнана из проповедницы, из школы; не только труд общественная, но даже простое сближение с крестьян, братания с ними было для священника летию опасной против подозрительности администрации и помещиков, на услугах которых стояла вся низшая российская администрация. Священники водят общество с мелкими панками, во-лицийнимы чинами, лавочниками, для сельской же общины в них только притязания оплат, желание как можно больше взять из церкви и приходы, и эти желания все растут и становятся утяжливиши для крестьян по мере того,. Как увеличиваются потребности материальные этой духовной слои. И крестьянство все острее чувствует в этом слое элемент чужой и враждебный ... В Украине Восточной замечается сильное движение от официяльнои православной церкви и искания удовлетворения религиозного чувства вне церкви "... (Из истории религиозной мысли на Украине. Львов. 1925, с. 124-125).

Таким образом, для историка духовной, религиозной жизни украинского народа на протяжении XIX и с переходом в XX стол. сослаться на сектантское движение посреди нашего народа, который, мол, удовлетворять стал религиозные потребности наших крестьян, вместо "казьонщины и мертвечины" в Рос. Православной Церкви, - это значило бы не дать ответа на вопрос о духовном поживлення нашего народа на протяжении XIX в. и далее. Аджеж это сектантство, что равно и русифицировали украинского, или коснулось хоть целого 1% украинской людности? А что же было с ее мильойнамы? Покинул религиозную веру народ? Совсем збайдужнив к Церкви Божией ОСА недовольство ею, ее "казьонщиною" и "мертвечиной"? Разумеется, - нет. Не строились бы на Украине новые храмы, не наполнялись бы они, особенно в большие праздники, людьми "по берега '", не было бы тысячных паломничеств украинского-поклонников в Киевских святынь ежегодно, до Почаева и других древних манастирив украинской земли. «Консервативные в своих духовных настроениях, - справедливо говорит проф. О. Лотоцкий, - особенно в области религиозной, массы народные соблюдали старых традиций религиозных, независимо и вне новым духом официальной церкви; а и интеллигенция того же народа украинского порвала с теми традициями, фактически игнорировала их и тем исключила себя из участия в этом участке духового жизни своего народа »(« презренная дело ". Трезубец. 20. III. 1927 г., с. 6-7). Об интеллигенции скажем позже, а сейчас попытаемся, хоть доры-вочну, ответ на вопрос, чем питались, по нашему мнению, религиозным гийно в те времена украинские простые люди, своей национальной церкви лишены, - ответ тому доривочну, что вопрос этот мало об-слидоване; наших историков, как и вообще ученых украинского, не интересовало вплоть до революции 1917 г., когда начали писать, только не о том, почему за 150 лет (от Екатерины II) народ украинский остался глубоко набожным, а о том, что он "за 250 лет управления им Московской иерархией (хотя до времен Екатерины II руководила Церковью и на самой Московии как раз украинская иерар-

Проф. О. Лотоцкий справедливо говорит о Соблюдение нашими народными массами старых религиозных традиций не,, вне Церкви ", а -" независимо и вне новым духом официальной церкви ". Для украинских народных масс Православная Церковь, в которой находились их родители и прадеды, была самоценностью, как дело Божие, как учреждение, не людьми была образована, а для людей от Бога и Господа Христа. Было время, когда Церковь и "наша вера русская" стояли для народа украинского "превыше всего", были первым лозунгом, под которым шла борьба за отдельность национальную, свободу политическую, социальную. И о тех казацких временах заховувалась память в народе. Тарас Шевченко, крестьянский сын, из жизнеописания и творчества которого историк нашей Церкви может принять немало материала для характеристики духового жизни украинского простого народа в первой половине XIX в., Вспоминает в "Гайдамаках" столетнего дедушки, от которого, да и от других "старых людей », слышал о" казацкую славу ", так соединенную с верой и с борьбой" за веру ". Об усвоении основных правд этой веры, правд "благочестия" нашим народом в первых веках его христианства мы писали:


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  

Другие статьи по теме:

- Правовое состояние православного духовенства в Украине во время царствования Елизаветы
- Католический журнал
- Церковь и общество
- Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны
- Роль религии в современном обществе
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи