Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917


После короткого митрополитства румына Гавриила Бану-Леско (1799-1803), идут митрополиты великорусы, как - Серапион Александрович, Евгений Болховитинов, Филарет Амфитеатров, Исидор Никольский, Арсений Москвин и т. д. Титуловались они "Киевским и Галицким", но, как было уже и в стол. XVIII, иерархическая власть их была властью обычного епархиального архиерея Киевской епархии, с той, правда, разницей, что в XIX в. с Киевской митрополичьей кафедрой было связано конечно, как и с Петрбурзькою и Московской митрополичьим кафедрами, членство в Рос. Св. Синоде.

Помимо назначений на архиерейские кафедры на Украине епископов великороссов из рода, надо и то сказать, что процесс ассимиляции украинского интеллигентских слоев с русскими так далеко ушел во времени более века, что переставало видграваты роль то, или иное, происхождение кандидата в епископы. Духовные Академии в России - Киевская, Московская, Петербургская и Казанская, - воспитанниками которых были, как правило, будучи иерархи Церкви, равно были российскими. "Еремияды", с которыми приходится встречаться в нашей историографии, что, мол, украинское вынуждены ехать в Москву, Петербург, Казань за высшим богословским образованием, а в Киевской Духовной Академии насылали студентов из Московии, лишены оснований. Смешанный состав студентов по территориальному их происхождения был во всех четырех академиях, что объяснялось и тем, что в студенты дух. академий поступали обычно на стипендии лучшим по успехам абсольвенты духовных семинарий по 2-3 от каждой семинарии. Киевская Духовная Академия по российскому ее характера в ХХ веков. ничем не видрижнялась от других дух. академий, чтобы не пускать в ее стены студентов украинских из рода, как и не было смысла насылать к ней студентов из Московии. А поскольку среди епископата Русской Православной Церкви, в составе которого были же, хотя бы и в малом количестве, украинского, по происхождению, замерла национальное сознание принадлежности к своему украинскому народу, свидетельствует тот факт, что с возрождением к свободе и независимой жизни Украины в революцию 1917 г. не нашлось даже двух епископоп Украинской (рус. епископат имел до 250 епископов), которые могли бы

Об украинских архипастыря Варлаама Шишацкого была у нас речь выше (разд. IV, 5), как о главном деятеля и организатора украинской церковной жизни при возвращении Украинской из унии на лравославие после второго и третьего (1793 и 1795 гг) разделов Польши. В 1805 г. Варлаам Шишацкий был перемещен с кафедры Волынской на кафедру Могиле-Киевскую, на которой был преподнесен г. 1808 в сан архиепископа. Р. 1812, когда войска Наполеона двигались на восток, на Москву, вслед за отступающими русскими армиями и заняли Беларусь, произошло событие, видограла трагическую роль в жизни архиепископа-Варлаама Шишацкого. Архиепископ Могилевский, вместе со всем духовенством своей епархии, клялся Наполеону, императору французском, поминал его за богослужения, а в проповедях высказывал сочувствие и пожелания победы французов над русским войском. Это произошло в июле 1812 г., а в декабре того же года, после бегства остатков армии Наполеона из России, Св. Синод отстранил от кафедры архиепископа Варлаама и отдал его под суд. По решению Синода, утвержденному Александром I, Варлаам Шишацкий, указом из день 1 мая 1813 года, был лишен архиерейства и вообще священства и сослан в "заточение" в Новгород-Северского Спасского монастыря на Черниговщине; здесь, в келье над вратами монастыря под колокольней, проживал до смерти (г. 1820) б. архиепископ, выполняя обязанности, как сохранилось предание, "звонаря" и "привратника" (Ст. Рунко-вич. Ор сии. С. 211. Здесь же представлена литература о архиеп. Шишацкого). НЕ улягае сомнения, что архиеп. Варлаам Шишацкий был сознательным украинским патриотом, но последствием раз этого патриотизма была его присяга Наполеону I, мы бы воздержались это утверждать.


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  

Другие статьи по теме:

- Очаги культуры
- История Полтавской епархии
- Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье
- Храм преподобного Иова Почаевского
- Деятельность украинских православных миссионеров в xviii веке
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи