Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
После короткого митрополитства румына Гавриила Бану-Леско (1799-1803), идут митрополиты великорусы, как - Серапион Александрович, Евгений Болховитинов, Филарет Амфитеатров, Исидор Никольский, Арсений Москвин и т. д. Титуловались они "Киевским и Галицким", но, как было уже и в стол. XVIII, иерархическая власть их была властью обычного епархиального архиерея Киевской епархии, с той, правда, разницей, что в XIX в. с Киевской митрополичьей кафедрой было связано конечно, как и с Петрбурзькою и Московской митрополичьим кафедрами, членство в Рос. Св. Синоде.
Помимо назначений на архиерейские кафедры на Украине епископов великороссов из рода, надо и то сказать, что процесс ассимиляции украинского интеллигентских слоев с русскими так далеко ушел во времени более века, что переставало видграваты роль то, или иное, происхождение кандидата в епископы. Духовные Академии в России - Киевская, Московская, Петербургская и Казанская, - воспитанниками которых были, как правило, будучи иерархи Церкви, равно были российскими. "Еремияды", с которыми приходится встречаться в нашей историографии, что, мол, украинское вынуждены ехать в Москву, Петербург, Казань за высшим богословским образованием, а в Киевской Духовной Академии насылали студентов из Московии, лишены оснований. Смешанный состав студентов по территориальному их происхождения был во всех четырех академиях, что объяснялось и тем, что в студенты дух. академий поступали обычно на стипендии лучшим по успехам абсольвенты духовных семинарий по 2-3 от каждой семинарии. Киевская Духовная Академия по российскому ее характера в ХХ веков. ничем не видрижнялась от других дух. академий, чтобы не пускать в ее стены студентов украинских из рода, как и не было смысла насылать к ней студентов из Московии. А поскольку среди епископата Русской Православной Церкви, в составе которого были же, хотя бы и в малом количестве, украинского, по происхождению, замерла национальное сознание принадлежности к своему украинскому народу, свидетельствует тот факт, что с возрождением к свободе и независимой жизни Украины в революцию 1917 г. не нашлось даже двух епископоп Украинской (рус. епископат имел до 250 епископов), которые могли бы
Об украинских архипастыря Варлаама Шишацкого была у нас речь выше (разд. IV, 5), как о главном деятеля и организатора украинской церковной жизни при возвращении Украинской из унии на лравославие после второго и третьего (1793 и 1795 гг) разделов Польши. В 1805 г. Варлаам Шишацкий был перемещен с кафедры Волынской на кафедру Могиле-Киевскую, на которой был преподнесен г. 1808 в сан архиепископа. Р. 1812, когда войска Наполеона двигались на восток, на Москву, вслед за отступающими русскими армиями и заняли Беларусь, произошло событие, видограла трагическую роль в жизни архиепископа-Варлаама Шишацкого. Архиепископ Могилевский, вместе со всем духовенством своей епархии, клялся Наполеону, императору французском, поминал его за богослужения, а в проповедях высказывал сочувствие и пожелания победы французов над русским войском. Это произошло в июле 1812 г., а в декабре того же года, после бегства остатков армии Наполеона из России, Св. Синод отстранил от кафедры архиепископа Варлаама и отдал его под суд. По решению Синода, утвержденному Александром I, Варлаам Шишацкий, указом из день 1 мая 1813 года, был лишен архиерейства и вообще священства и сослан в "заточение" в Новгород-Северского Спасского монастыря на Черниговщине; здесь, в келье над вратами монастыря под колокольней, проживал до смерти (г. 1820) б. архиепископ, выполняя обязанности, как сохранилось предание, "звонаря" и "привратника" (Ст. Рунко-вич. Ор сии. С. 211. Здесь же представлена литература о архиеп. Шишацкого). НЕ улягае сомнения, что архиеп. Варлаам Шишацкий был сознательным украинским патриотом, но последствием раз этого патриотизма была его присяга Наполеону I, мы бы воздержались это утверждать.
Другие статьи по теме: - собрание духовенства Киевской епархии - Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье - Роль религии в современном обществе - Правовое состояние православного духовенства в Украине во время царствования Елизаветы - Храм преподобного Иова Почаевского
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|