Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
В 1863 г. умеренное униятски духовенство представило российскому правительству записку о целом ряде мер для сокрытия в Холмском краю унии от пожирания ее латинства, с чем связано и полонизации людности. Правительство начало те меры, направленные к "розполячення" Холмщины, освобождение крестьян от власти над ними польской шляхты, а одновременно и к русификации той украинской людности. Поляки-католики поспешили через Рим дать на Холмске епископию преданного польщиз-не униятского священника Ивана Калинского, сыновья и дочери которого, да и он сам, участвовали в польского восстания 1863 г. Правительство подозрительно относился к "жениху епископа" Калинского, который действительно был врагом и остатков восточного обряда в унии и тайно интриговал против главного представителя рос. Правительству в переводе церковной дела на Холмщине-'Пидляшши кн. В. А. Черкасского. Дело с Калинский кончилась тем, что он удален был с Холл-я в сентябре 1866 г. и вывезен на север России в г. Вятки, где и поселений с выдачей ему содержание 1500 рублей ежегодно. Управления Холмской униятски епархией поручено было русск. правительством Холмской Консистории, руководящую роль в которой стали видограваты сторонники очистки восточного обряда от латинских в нем новостей, во главе с прот. Иосифом Войцицьким. Политическое были это преимущественно галицкие москвофилы. В связи с распоряжением Консистории к духовенству Холмщины и Подляшья об устранении из обихода церковного различных латино-польских обрядовых обычаев, а также польского языка в проповеди, - началась против этих икон.
Того же 1871 г. был назначен администратором Холмской епархии протоиерей Холмского кафедрального собора Маркел Во-пель, галицкий москвофил. Консисторским приказы в деле очистки греко-восточного обряда в унии от латинства, в которых консистория ссылалась и на буллы пап на защиту в унии восточного обряда, набирають ультимативного характера: в Окружном послании консистории по 2 октября 1873 дано было духовенству срок 1 января 1874 г., в который духовенство мало подчиниться предписаниям консистории в деле очищения обряда. Очевидно, что за этими силами Холмской Консистории стояли российские власти. Когда от где-либо приходов из Подляшья подана была в правительство просьба об отмене распоряжений Холмской Консистории отношении обряд-ности в греко-униятского богослужения, то был получен ответ от Варшавского генерал-губернатора графа Коцебу, в которой генерал-губернатор, ссылаясь на волю царя Александра II, писал: "Его величество изволит быть уверенным, что греко-униятски населения, издавна русское и всегда верное престолу, освободившись от несчастных блуд и злонамирених воздействий, которым сводят его с должной пути, не замедлит утвердиться в древних своих правильных богослужебных обрядах и показать себя, несмотря покорным и спокойным, которым государь император привык его до сего времени видеть ".
После провозглашения этого ответа генерал-губернатора, распространена была в народе на Холмщине и Подляшье слух, что "это белый царь хочет, чтобы народ послушал распоряжений о обряд консистории". .. И начались выражения "готовности идти по воле белого царя", а где-либо прихода составляли уже и просьбы о присоединении их к Православной Церкви (Холмская Русь. Историческия судьбы русскаго Забужья. СПБ. 1887, с. 207-208). Общее соединения Украинской греко-униатов Холмщины и Подляшья с Православной Церковью было завершено в день свв. Кирилла и Мефодия 11 мая (ст. ст.) 1875 Из 204 священников, перейшлил на пра-вославие, 164 было воспитанников Холмской Дух. Семинарии или рукоположенных в России, а 40 священников прибыло из Галичины.
Другие статьи по теме: - Христианство на украинских землях до крещения Руси - Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны - собрание духовенства Киевской епархии - Очаги культуры
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|