Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
Ведь нам неизвестна какая-нибудь организованная украинская акция по стороне Наполеона во времени его похода в Россию в 1812 г., наоборот, наши историки представляют, что в 1812 г. было разрешено образовать несколько полков из украинских казаков, и восстали надежды на восстановление казачества и даже гетманства (М. Грушевский. Илюстр. История Украины. Стр. 483). Известно, что на Наполеона, под протекторатом которого образовано было г. 1807 "герцог-ство Варшавское", большие надежды возлагали поляки, но вязать с этим фактом присягу Наполеону Варлаама Шишацкого еще тяжелее, зная его отношение к полякам и то, что от присяги польскому государству Шишацкий убежал еще г. 1789. Итак, когда спрятались переводы, на основании "свидетелей-современников", что Варлаам Шишацкий мечтал бы стать патриархом "Юго-Западной России" (Рун-кевич с. 211), иными словами - Украина и Белорусы, то эти переводы, по нашему мнению, не имели никакого связи с польской акцией по независимости Православной Церкви в сутках Чотирох-
Каждая из названных выше епархий на украинских землях (к ним надо добавить еще Холмская епархия, открытую с 1907 г.) имела для подготовки кадров духовенства духовную семинарию и по несколько низших "духовных училищ" в епархии, по которым держалась древнее название "бурса". 5 лет науки в бурсе и 6 лет в семинарии, приняв еще во внимание, что в последних десятилетиях XIX в. большинство учеников этих духовных школ 'проживала в условиях определенного режима в школьных же домах, - время вполне достаточное для того, чтобы молодой душе много привить "русскости", или "русскости", с которой кандидат священства шел потом на приход в украинское село. Когда в XVIII стол., Как мы видели (гл. III, 3), учителя украинского в Московской академии и везде по епархиям на Московии, где открывались тогда школы, "наполняли", - по выражению московского писателя XVIII в. А. Сумарокова, - к тому те школы, что "вкоринювалы к русскому языку свою провинцияльну произношение, как" Господи помилуй "," всигды "и" прочии малоросийския из-псути произношения ", - то теперь, в XIX стол.,
По духовным школах украинских епархий преобладали великорусы учителя, которые, видно, охотно ехали на службу в "Малороссии", в "край, где всьо обильем ди-Шет" (А. К. Толстой). Надо обратить внимание на то, что духовные школы в России были не только профессиональными, но и сословными, возможно даже более сословными, чем профессиональными. В 1911 г. десять духовных семинарий в украинских епархиях имели 3724 учеников, из них только около 17% было детей светских родителей, а не церковного кли-ру. Сословные же духовные школы, под названием "епархияльних женских школ", или "женских духовных школ", были и для дочерей духовенства в каждой епархии; преимущественно с "епархиялкамы" женились кандидаты священства семинаристы, а таким образом эти епархиальные женские школы были школами воспитания и будущих дамы-маток в украинских приходах, подруг жизни и труда священников в сельских приходах.Синода, обнималась дело воспитания целого духовного состояния, а не только кандидатов священьства.
Другие статьи по теме: - Храм преподобного Иова Почаевского - Церковь и общество - Новое возрождение и освящение Украинской Православной Святыни - Очаги культуры - собрание духовенства Киевской епархии
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|