Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
В правление царей Павла I (1796-1801) и Александра I (1801-1825) положение православия на украинских (и белорусских) землях, вовлеченных после раздела Польши в Россию, вовсе не свидетельствовало о том, что эти земли оказались в православной стране, и поэтому в работах украинских католических историков встречаем симпатии к этим временам российского правления. (См. о. Нагаевский. с. 49). Известно, что Павел поддерживал папство и католичество постольку, что "казалось, что поступит новая эпоха для 'католической церкви в России", но, это были сны без будущего "(Кз. А. Воисиоии. Зиоииса Зтоиепиа а Козда. Кгаисош. 1928. Т. И с. 33). В 1798 г. Павел I установил 6 католических епархий на белорусско-украинских землях; в этой связи и уния не лишена была его опеки. Недаром бывший митрополит Ростоцкий, который после закрытия 6. X. 1795 униятских кафедр - митрополичьей, Пинской, луцкой и Брестской - проживал на пенсии в Петербурге, приветствовал вступлення на престол императора Павла И. Павел I восстановил епархию Брестскую для униатов Минской и Литовской областей и епархию Луцке для униатов Волыни, Подолья, Киевщины.
В правление Александра I, когда в г. 1807 установлено было, • после Тильзитського мира с Наполеоном, Варшавское Герцогство, и возобновлено было Александром I, воспитанником швайцарця Лагар-па и другом с Юношеских лет польского князя Адама Чарторий-ского, польское управление почти в всей его древности и в запад-них областях российского государства, - положение православия и православных украинских, которые вернулись недавно из унии, еще ухудшилось. На Волыни, где за Александра И польские помещики занимали положения и губернаторов (В. Гижицкий, граф Ф. Плятер), Подолье, Полесье, спираючись на барщинное право, поляки-католики с населенными имениями, богатством, владок>, образованию - всеми способами старались унизить православие и украинскую и белорусскую народности, а преподнести католичество и польскую народность. Православная население имело на этих землях, разумеется, большое численное превосходство, напр., В губ. Волынской было в это время 1580 православных церквей, а униятских 154, - ("Волынь", ор. Ей. С. 254), однако разя нищета старых деревянных православных святынь крепостной людности против роскошных каменных католических костелов гласила, что мужицкая и барская веры остались в этой стране так же, как было за польского владычества. Волынский православный архиерей и его управления не имели надлежащего ка-тедри собора и помещения. По кафедральный собор служил в г.
Остроге бедная приходская Пятницкая церковь, а для помещения архиерея, его епархиального управления и духовной семинарии - обгоревшие поезуитськи дома в Остроге, паленые пожарами в гг 1799, 1809, 1812 и 1821. Волынский епископ Стефан в 1823 г. представил Синоду доклад, в котором возбудил дело возвращения православным древней украинской православной святыни на Волыни Почаевского монастыря, который мог бы быть и местом резиденции православного волынского архипастыря с его управлением, но эта мысль была оставлена, как угодна царю Александру И. В 1825 году Волынское епарх. управления с архиереем перемещен был в м-ко Аннополь, в имение кн. Яблоновского; туда же перевезли и Волынскую Дух. Семинарию, которая путешествовала с архиереем, кля-си которой помещались в б. княжеских конюшнях, без печей и с дюрамы, через которые пролезали собаки, а в-зиме засыпало снегом (Проф. Н. И. Петров. "Очерки исторш православных духовных школ на Волы-ни". Труды Киев. Дух. Акад. 1867. II, с. 215). При таком упо-исследовании в те времена Православной Церкви в так наз. "Западном и юго-западном краю" России, широко переводилось там же и наворачивания униатов на латинство, с чем связано было полонизации белорусов и украинского. Около 1803 г. в Беларуси до ста тысяч униатов стали чистыми католиками, что вызвало посреди самих униатов контракцию, возглавленную униятских полоцким архиепископом Ираклием Лисовским.
Другие статьи по теме: - Деятельность братств в Украине - Правовое состояние православного духовенства в Украине во время царствования Елизаветы - Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Католический журнал - Деятельность украинских православных миссионеров в xviii веке
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|