Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917


О. Лотоцкий уже после революции 1917 г. писал: "Признавая себя национальное украинское, разделяя вообще интересы украинского народа, эти национальное сознательные украинский не разделяли и одкидалы те религиозные интересы, которыми жила украинская народная масса" ... ("Тризуб". Ч. 12/70 1927 г., с. 7. Где есть и статистика, на основании которой утверждается, что "почти исключительно солдаты были монахами в монастыре на Украине в XIX в."? На чем спираеться и утверждение, что "вся деятельность этих монахов-москалей обращена была ка помосковлення украинской людности"? Почему в "пасть украиножерства" шли целый век десятки и сотки тысяч таких, как служанка Анна Шевченко, и несли до тех давних украинских святынь свое горе и вздохи, свои простые теплые моления, горячие надежды на помощь и помилование Божие? И шли часто по обету, данной в критические минуты жизни ... Нам кажется, что историк нашей Церкви не может так легкомысленно относиться к роли манастирив в духовом жизни нашего украинского народа и в XIX в. и подходить к этому вопросу, не зная ни состава братии Манастырского, ни жизни Манастырского, не понимая, почему святынями являлись для народа те "украиножерськи" Лавры, подходить с чисто политическими категориями. Ведь о таких исследователей еще в Шевченко находим, что они "просветить, говорят, хотят материнские глаза современным огнями, повести по возрасту, за немцами косноязычные, слипую калеку". .. ("Послание").

Гослужб и праздников в тех святынях, продолжала иметь свое удовольствие и в бытовых народных обрядах и обычаях, что в веках вставали и тесно были связаны и с народной верой в-христи-янских времен и с христианской под влиянием Церкви. Этот церковно-народном быте сохранял свои национально-религиозные традиции без внимания, можно сказать, на то, что на Церковь в управлении ЕЕ положена была бюрократическая правительственная рука Российского государства в своих политических целях. А в тесной связи с церковно-религиозным влиянием на быт народной стояла и поэтическое творчество народня религиозного характера; богатая в прошлом, не замерла она и в XIX в. То, что для украинского образованного гражданства, особенно русифицированного, мало прийти как модерна течение уже с Западной Европы под названием "романтического народничества", чтобы это гражданство заинтересовалось (как, впрочем, за собой и великорусское гражданство) языком, произведениями и бытом украинского закрипощеного крестьянства , - то в самом этом крестьянстве было натуральным процессом древнего духовной жизни, которое не потрибувало пробуждения в нем "романтизма" с Запада. И тогда, как пишет проф. М. Грушевский, - "в глазах нового поколения образованных украинских украинского сирома становилась истинным носителем красоты и правды жизни, и к ней принадлежало всеми способами сближаться, чтобы зачерпнуть от нее цеи красоты и правды, в народной словесности и народном жизни найти истинный смысл для творчества литературного. А сближаясь к народу, образованные украинского набиралися не только памятников народного творчества, но приходили к пониманию и народной жизни, крестьянской души, болей и нужд мужицких "(Илюстр. История Украины. Стр. 489). Эта крестьянская душа прятала и перепрятали в себе, в своем творчестве и народном быту немало и церковно-религиозной национальной старины, ценной для характеристики украинского православия.

В 70-м гг XIX стол. вышли "Труды етнографическо-статистической экспедиций в западно-русских Край, снаряженной Русским географическим Обществом. Юго-Западный Отдел. Материалы и изследования, собранния Павлом Чубинского, действительним членом Общества. СПБург. " Путешествия и записи этой екседиции происходили на украинских землях Киевщины, Волыни, Подолья, частей Полтавщины, Слобожанщины, Черниговщины, Подляшье, Бессарабии. Заслуживает внимания, что немало помогали П. Чубинскому в собрании материялив священники, учителя духовных семинарий, которые давали на этот предмет указания и задания семинаристам, - сыновьям духовенства по деревням. Так, от учителей Волынской (в Кремянци) Дух. Семинарии Н. И. Петрова (затем проф. Киев Дух.
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  

Другие статьи по теме:

- собрание духовенства Киевской епархии
- История Полтавской епархии
- Храм преподобного Иова Почаевского
- Католический журнал
- Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи