Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
О. Лотоцкий уже после революции 1917 г. писал: "Признавая себя национальное украинское, разделяя вообще интересы украинского народа, эти национальное сознательные украинский не разделяли и одкидалы те религиозные интересы, которыми жила украинская народная масса" ... ("Тризуб". Ч. 12/70 1927 г., с. 7. Где есть и статистика, на основании которой утверждается, что "почти исключительно солдаты были монахами в монастыре на Украине в XIX в."? На чем спираеться и утверждение, что "вся деятельность этих монахов-москалей обращена была ка помосковлення украинской людности"? Почему в "пасть украиножерства" шли целый век десятки и сотки тысяч таких, как служанка Анна Шевченко, и несли до тех давних украинских святынь свое горе и вздохи, свои простые теплые моления, горячие надежды на помощь и помилование Божие? И шли часто по обету, данной в критические минуты жизни ... Нам кажется, что историк нашей Церкви не может так легкомысленно относиться к роли манастирив в духовом жизни нашего украинского народа и в XIX в. и подходить к этому вопросу, не зная ни состава братии Манастырского, ни жизни Манастырского, не понимая, почему святынями являлись для народа те "украиножерськи" Лавры, подходить с чисто политическими категориями. Ведь о таких исследователей еще в Шевченко находим, что они "просветить, говорят, хотят материнские глаза современным огнями, повести по возрасту, за немцами косноязычные, слипую калеку". .. ("Послание").
Гослужб и праздников в тех святынях, продолжала иметь свое удовольствие и в бытовых народных обрядах и обычаях, что в веках вставали и тесно были связаны и с народной верой в-христи-янских времен и с христианской под влиянием Церкви. Этот церковно-народном быте сохранял свои национально-религиозные традиции без внимания, можно сказать, на то, что на Церковь в управлении ЕЕ положена была бюрократическая правительственная рука Российского государства в своих политических целях. А в тесной связи с церковно-религиозным влиянием на быт народной стояла и поэтическое творчество народня религиозного характера; богатая в прошлом, не замерла она и в XIX в. То, что для украинского образованного гражданства, особенно русифицированного, мало прийти как модерна течение уже с Западной Европы под названием "романтического народничества", чтобы это гражданство заинтересовалось (как, впрочем, за собой и великорусское гражданство) языком, произведениями и бытом украинского закрипощеного крестьянства , - то в самом этом крестьянстве было натуральным процессом древнего духовной жизни, которое не потрибувало пробуждения в нем "романтизма" с Запада. И тогда, как пишет проф. М. Грушевский, - "в глазах нового поколения образованных украинских украинского сирома становилась истинным носителем красоты и правды жизни, и к ней принадлежало всеми способами сближаться, чтобы зачерпнуть от нее цеи красоты и правды, в народной словесности и народном жизни найти истинный смысл для творчества литературного. А сближаясь к народу, образованные украинского набиралися не только памятников народного творчества, но приходили к пониманию и народной жизни, крестьянской души, болей и нужд мужицких "(Илюстр. История Украины. Стр. 489). Эта крестьянская душа прятала и перепрятали в себе, в своем творчестве и народном быту немало и церковно-религиозной национальной старины, ценной для характеристики украинского православия.
В 70-м гг XIX стол. вышли "Труды етнографическо-статистической экспедиций в западно-русских Край, снаряженной Русским географическим Обществом. Юго-Западный Отдел. Материалы и изследования, собранния Павлом Чубинского, действительним членом Общества. СПБург. " Путешествия и записи этой екседиции происходили на украинских землях Киевщины, Волыни, Подолья, частей Полтавщины, Слобожанщины, Черниговщины, Подляшье, Бессарабии. Заслуживает внимания, что немало помогали П. Чубинскому в собрании материялив священники, учителя духовных семинарий, которые давали на этот предмет указания и задания семинаристам, - сыновьям духовенства по деревням. Так, от учителей Волынской (в Кремянци) Дух. Семинарии Н. И. Петрова (затем проф. Киев Дух.
Другие статьи по теме: - Очаги культуры - Краткая история Церкви Церкви Адвентистов седьмого дня в Западной Украине - Храм преподобного Иова Почаевского - История Полтавской епархии - Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|