Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Церковь и общество


На микроуровне сферой, где отношения власти функционировали и конфигурувалися, была семья священника. Поэтому особое внимание в этой статье посвящается рефлексиям над ролью мужчины и женщины в дискурсе духовенства. Только через анализ этого дискурса и соотнесение ситуации в семье греко-католического священника с ситуацией духовенства как социальной группы мы можем понять, как конструировались мужская и женская идентичность в священнических семьях. Для анализа этой идентичности, на наш взгляд, нужно применить концепцию социальной стороны пола, формируемой в конкретных исторических условиях и независимой от биологических половых признаков. В англоязычной историографы данная концепция известна как gender. Именно этот подход (согласно нашему прочтения его теоретического обоснования Джоанной Скот [1]) и использованы в данной статье.

Для греко-католического приходского духовенства XIX в. «Семейную жизнь» было нормой. Целибат считался отклонением и неполноценным образом жизни. Даже епископы и митрополиты отказывали семинаристов от рукоположения в целибата и откладывали рукоположения тех, кто все же выбирал целибат. Противопоставление семейной жизни и жизни целебса было противопоставлением двух жизненных позиций. Целибат означал намерен делать карьеру, средство участвовать в сомнительном с точки зрения морали, жизни больших городов, в частности, Львова и Перемышля. Семейная жизнь - «патриархальное» и мирное, хорошо приспособленное для духовного совершенствования - означало, причем, меньше соблазнов и часто противопоставлялось жизни римо-католических священников, которые якобы были слабее в противостоянии искушениям сексуальной жизни.

В таких условиях приходское духовенство должно было убедить себя в том, что семья имеет определенную непереходные стоимость. На этом и основана идеология семейной жизни, которая утверждала превосходство семейного статуса над любым другим. Священники не просто провозглашали эту идеологию, они жили в соответствии с ней. Расходы на образование и бракосочетание детей поглощали львиную долю доходов духовенства. Эта практика, как и женитьба священников в молодом возрасте, кардинально отличало их от галицкой светской интеллигенции, представители которой женились только после получения постоянных должностей (кстати, количество детей в семьях интеллигенции была меньше, чем в семьях духовенства). Для греко-католического духовенства дети были целью и содержанием «семейной жизни». Когда митрополит Спиридон Литвинович, упрекая одному священнику поведением его сына, назвал того «дикарем и опришком», священник ответил: «экселенции, того моего сына, дикаря и разбойника, я не заменял бы за вашу Митрополию ни минуту» [3].


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  

Другие статьи по теме:

- Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
- Храм преподобного Иова Почаевского
- Новое возрождение и освящение Украинской Православной Святыни
- Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье
- Христианство на украинских землях до крещения Руси
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи