Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Церковь и общество
Государственная церковь и государственная власть: Южная Украина (1775 - 1861)
Каждая из указанных групп не была однородной по составу. В частности приходское духовенство традиционно разделялось на священно-и церковнослужителей (причетника). Обработаны массивы источников последней четверти XVIII - середины XIX в. зафиксировали понимание на юге Украины под первыми протоиереев, иереев (священников) и диаконов, а под вторыми - дьячков и пономарей (со временем дьячки и пономаря стали записываться как псаломщики). Лишь в немногих документах встречается упоминание о иподиаконов (лиц, выполнявших соответствующие обязанности без посвящения в диаконский сан), принадлежавших к церковнослужителей. Относительно северной части Славянской и Херсонской епархии второй половины 70 - начала 80-х гг XVIII в. документами зафиксировано наличие викариев (викарных священников), которые предназначались для помощи в служении самим священником или вдовой священника до достижения ее сыном совершеннолетия. Заметим, что относительно разделения священно-и церковнослужителей в исторической литературе бытуют противоречивые утверждения, что объясняется как базированием исследователей на материалах различных частей империи и разного датировки, так и элементарной невнимательностью при использовании терминов. Примерами первого могут служить распределение И. Смоличем причетника на псаломщиков и дьячков [332], а А. Крыжановским - на псаломщиков и пономарей [333]; примером второго - тезис В. Познанского о принадлежности дьячков до священнослужителей [334].
"Доношение" начиналось с объяснения причины, по которой возникла необходимость в новом священно-или церковнослужители. Далее сообщалось о выборе прихожан, давались краткие биографические сведения о кандидате, после которых содержалась стандартная характеристика: состояния доброго, не пьяница, не убийца, в домоустрои своем исправен и заботливый, не клеветник, не сварливый и ни в каких худых делах не уличен, ни в которой худой деле также и расколе не подозревался, в военную службу нигде не записан, а со светского звания, также, и из подушного и рублевого оклада исключен [339]. Кроме того, приводились сведения о количестве дворов и прихожан, которые находились при храме, а также о земле в отводе для причта (в "Доношениях" по делам церковнослужителей такая информация могла не приводиться). Сообщалось, что кандидат подписался в том, что будет удовлетворяться приходскими доходами, добровольными пожертвованиями и отведенной землей. В некоторых документах встречалась также обещание, что он "от той церкви до смерти своей в другую проситься не будет" [340]. Впрочем, такое обещание достаточно часто нарушалась, и ходатайство священников о перемещении из одного причта к другому было довольно распространенным явлением. В конце "Доношения" писалось, что кроме избранного кандидата никого из священно-и церковнослужителей более достойного до занятия места при церкви не было, и по этому поводу никаких споров не происходило и не происходило, поэтому прихожане и обращались к архиепископу с просьбой рукоположить кандидата и выдать ему грамоту. "Доношение" подписывалось не всеми прихожанами, а лишь 9 - 20-а из них. Это были так называемые "почетные прихожане", среди которых первыми подписывались представители привилегированных слоев.
Другие статьи по теме: - Правовое состояние православного духовенства в Украине во время царствования Елизаветы - Деятельность украинских православных миссионеров в xviii веке - История Полтавской епархии - Католический журнал - Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|