Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Церковь и общество


Это обвинение в кастовости, направленное против греко-католического духовенства главным образом по политическим мотивам (учитывая запидозрення его в пророссийских симпатиях), имело и другую сторону. Если учесть, что каста в то время была синонимом жесткой неизменной социальной структуры, то обвинения в кастовости явно носили характер обвинений в отсталости. Очень подобные обвинения в кастовости выдвигались в Российской империи против тамошнего православного духовенства во времени великих реформ 1860-х и 1870-х годов, где, как и в Галичине, термин «каста» употреблялся в пейоративный смысле [5]. Главной преградой в модернизации Церкви считалось наследственное комплектования духовенства. Сами же семьи священников и в Галичине, и в России, рассматривались как главное препятствие на пути прогресса. Вместе с тем именно семьи духовенства были главной жертвой такой ситуации.

Родственные связи священников вовсе не уникальны для галицкой сцены. Родственники в различных сферах общественной жизни были определяющими для галицкой системы «протекции», основанной на принципах «клиент-патрон» и «услуга за услугу» [7]. Для греко-католического духовенства родственники, то в структуре церковной администрации, то в системе государственных учреждений, были существенным преимуществом. Как раз в контексте этой системы протекции Ю. Бородзич употреблял термин «каста», который здесь означал своеобразный параноидальный образ агентов духовенства во всех сферах галицкого жизни; сыновья священников, их зятья и кузены, показаны Ю. Бородзичем как наделены неограниченной властью тормозить любые инициативы , которые могут повредить интересам греко-католического духовенства [8].

Во второй половине XIX в. священники сами высмеивают тех, кто стремился вызвать уважение к себе демонстрацией своей генеалогии. Идеология личных достижений вступила в конфликт с идеологией происхождения. Появились статьи, которые указывали на разницу между возможностями и претензиями тех, кто хвастался тремя поколениями предков-священников [9]. Но изменение отношений не была ни скоропостижной, ни абсолютной. Еще в 1860-х годах выходцев из крестьян среди духовенства называли «Дячишином», так как многие из них были сыновьями сельских дьяков. Приверженность окружающего «родовитого» духовенства могли получить только состоятельные «Дячишин» [10]. В крае, где шляхта держала в своих руках политическую власть и высокий престиж ее сохранялся, несмотря на изменения, происхождения священника из мелкой шляхты означало высокий статус и среди греко-католического духовенства.


1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  

Другие статьи по теме:

- Очаги культуры
- Роль религии в современном обществе
- Деятельность украинских православных миссионеров в xviii веке
- История Полтавской епархии
- собрание духовенства Киевской епархии
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи