Календарь
Cобытия 
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Церковь и общество
Это обвинение в кастовости, направленное против греко-католического духовенства главным образом по политическим мотивам (учитывая запидозрення его в пророссийских симпатиях), имело и другую сторону. Если учесть, что каста в то время была синонимом жесткой неизменной социальной структуры, то обвинения в кастовости явно носили характер обвинений в отсталости. Очень подобные обвинения в кастовости выдвигались в Российской империи против тамошнего православного духовенства во времени великих реформ 1860-х и 1870-х годов, где, как и в Галичине, термин «каста» употреблялся в пейоративный смысле [5]. Главной преградой в модернизации Церкви считалось наследственное комплектования духовенства. Сами же семьи священников и в Галичине, и в России, рассматривались как главное препятствие на пути прогресса. Вместе с тем именно семьи духовенства были главной жертвой такой ситуации.
Родственные связи священников вовсе не уникальны для галицкой сцены. Родственники в различных сферах общественной жизни были определяющими для галицкой системы «протекции», основанной на принципах «клиент-патрон» и «услуга за услугу» [7]. Для греко-католического духовенства родственники, то в структуре церковной администрации, то в системе государственных учреждений, были существенным преимуществом. Как раз в контексте этой системы протекции Ю. Бородзич употреблял термин «каста», который здесь означал своеобразный параноидальный образ агентов духовенства во всех сферах галицкого жизни; сыновья священников, их зятья и кузены, показаны Ю. Бородзичем как наделены неограниченной властью тормозить любые инициативы , которые могут повредить интересам греко-католического духовенства [8].
Во второй половине XIX в. священники сами высмеивают тех, кто стремился вызвать уважение к себе демонстрацией своей генеалогии. Идеология личных достижений вступила в конфликт с идеологией происхождения. Появились статьи, которые указывали на разницу между возможностями и претензиями тех, кто хвастался тремя поколениями предков-священников [9]. Но изменение отношений не была ни скоропостижной, ни абсолютной. Еще в 1860-х годах выходцев из крестьян среди духовенства называли «Дячишином», так как многие из них были сыновьями сельских дьяков. Приверженность окружающего «родовитого» духовенства могли получить только состоятельные «Дячишин» [10]. В крае, где шляхта держала в своих руках политическую власть и высокий престиж ее сохранялся, несмотря на изменения, происхождения священника из мелкой шляхты означало высокий статус и среди греко-католического духовенства.
Другие статьи по теме: - Краткая история Церкви Церкви Адвентистов седьмого дня в Западной Украине - Роль религии в современном обществе - Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье - Храм преподобного Иова Почаевского - Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|