Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Церковь и общество
Показатели церквей Мариупольского духовного правления не были исключительными для Южной Украины. Как следует из формулярных сведений первых двух десятилетий XIX в., Большим был процент выходцев из других слоев и среди священно-и церковнослужителей многих других южноукраинских приходов. Среди главных причин такой ситуации - более позднее распространение на южную оконечность общеимперской системы формирования духовного ведомства, ощутимая нехватка здесь священно-и особенно церковнослужителей, вызванный быстрым ростом сети религиозных сооружений, нехватка в последней четверти XVIII в. в регионе светских учебных заведений, и, как следствие, значительный процент выходцев не из духовного слои среди воспитанников семинарии. С годами, вместе с тем, как уходили из жизни те священно-и церковнослужители, занявших свои должности при приходах в XVIII в., Процент выходцев из духовного ведомства среди южноукраинского духовенства увеличивался, и все в этом плане как бы "догонял" центральноросийськи епархии , в которых соответствующие показатели были достигнуты гораздо раньше.
Несколько улучшил социальный статус духовенства Павел I, уже вскоре после вхождения на престол утвердил доклад Синода о замене телесного наказания священников и диаконов за уголовные преступления лишением сана и направлением на принудительные работы. Же документом декларировалось, что такое мероприятие был введен с целью предотвращения распространения среди населения пренебрежения к духовным лицам [408]. Применение телесного наказания еще раньше было запрещено в отношении дворянства и купечества. Но уже сенатским указом от 13 апреля 1797 предусматривалось, что такому наказанию могут подвергаться священнослужители, дворяне и гильдийные граждане в случае совершения ими тяжких преступлений [409]. Павел I видел в этом мероприятии один из методов предотвращения участия духовенства в крестьянских волнениях. Улучшению статуса священно-и церковнослужителей должны были способствовать именной указ от 3 декабря 1798 г., который освобождал их дома от несения полицейских повинностей [410], изменение порядка награждения духовных лиц [411].
Во второй половине XIX в. греко-католическое приходское духовенство было изрядно заинтересовано проблемами собственного семейного статуса. Этот интерес проявлялся в защите права духовенства на бракосочетания, в обсуждении семейных отношений, усиленному вниманию к женам священников. Дискуссия вокруг этих проблем явно выдает один и тот же стиль их освещения. Поэтому, по нашему мнению, к ней следует применить термин «дискурс» в фукодианському его значении. За Мишелем Фуко, дискурс связан с определенной конфигурацией отношений власти, является неотъемлемой частью этих отношений и одновременно тем, что определяет их характер. Данная статья является попыткой контекстуализации дискурса духовенства среди отношений власти, которые функционировали на двух уровнях: на уровне отдельной социальной группы с собственной иерархией власти, которой было тогдашнее греко-католическое духовенство, и на уровне отношений этой группы в целом или его отдельных представителей с другими социальными группами и институтами.
Другие статьи по теме: - Храм преподобного Иова Почаевского - Церковь и общество - Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье - Католический журнал - Церковь Воздвижения Честного Креста в годы войны
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|