Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
3. Межнациональное единство (Империя). «Всечеловечность» русской души позволяет ей понимать и уважать самобытность других народов. Это и позволило русскому народу построить многонациональную империю, «не унизив, — по мнению владыки, — ни один из встретившихся на его пути народов, пусть самых малых, но всех приняв как братьев, покоряя прежде сердца, а не крепости» (1, 124). Россия — государство русских, подчеркивает митр. Иоанн. Православная империя — выражение политической миссии русского народа вести остальные народы к спасению (2, 32). О воле самих народов речь не заходит. Вместе с тем, в возможности междоусобной войны он видит самую опасную угрозу и считает нерациональным восстановление российской империи в ее прежних размерах.
Получив «богословскую» санкцию для освящения традиции, митр. Иоанн вовлекает ее в свою программатику в таких объемах, которые зачастую с трудом позволяют отличить ее от «советских норм жизни». Так, несмотря на принципиальное принятие частной собственности, ей оставляется в экономике не более места, чем в коммунистической системе12 . Хотя мировоззрение митр. Иоанна в высшей степени партийно, ему не следует отводить места ни среди националистов, ни среди коммунистов: скорее он закладывает основы православного фундаментализма с его специфической игрой монархической, националистической и коммунистической идей13 .
Враги России
Вследствие отождествления религии и политики, политическое оказывается столь же расколотым в себе, как сам мир духа. В этом следует искать корни катастрофического восприятия мира и истории митр. Иоанном. Сколь однозначна субстанциальная Истина, столь же однозначно враждебное ей субстанциальное Зло. Как первой соответствует социальная организация — российское православное государство, так и последнее имеет свою организацию. Организация темных сил вполне позволяет обнаружить себя в своих делах, в заговоре против сил света.
Митрополит Иоанн называет имена врагов православной веры.
Во-первых, это тайные масонские организации, религия и деятельность которых направлена против Господа и на разрушение России.
Во-вторых, это евреи, «творцы катаклизмов», как их называет владыка. Он подчеркивает не националистический, а религиозный смысл антисемитизма: антисемитизм восходит к указанию на духовное заблуждение иудаизма и вытекающего из этого проклятия евреев Господом. Большевики-безбожники являются лишь одним историческим проявлением этих темных сил; другое проявление — «либерал-демократы», цель которых — внести либеральную смуту и в новых условиях подчинить Россию богоборческой власти.
Врага России владыка видит и в западном христианстве как отпавшем и полностью извратившем Истину и, соответственно, в Западе как таковом, уже порабощенном лжи.
Наиболее очевидным олицетворением всех этих темных сил он считает «Высший Планетарный Капитал», аккумулирующий в себе все названные элементы.
Другие статьи по теме: - Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в. - Храм Василия Блаженного - Из истории полемики против латинян в xvi веке - Духовная эволюция или деградация? - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|