Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
Из сказанного ясно, почему понятия веры и православия становятся у митр. Иоанна центральными политическими категориями. «Стояние в вере» — не просто приватная религиозная жизнь. Это — всецелый модус жизни, поглощающий человека без остатка. Православие — в первую очередь страшная ответственность стояния в Истине перед Богом. Лучше умереть, чем отступиться от истины. Поэтому понятно, что все остальные стороны жизни — и государственная, и общественная — должны быть лишь другими формами защиты православия, особыми проявлениями церковной жизни.
Уже в этом кратком изложении христианской антропологии митр. Иоанна обнаруживаются детали, которые станут определяющими для его социальной концепции: отсутствие «нейтрального» жизненного пространства и автономности социальных сфер, отрицание компромисса и «права на ошибку». Подобное миросозерцание целиком теоцентрично; смысл жизни определен в нем сугубо по вертикали, а не по горизонтали. Интересно, как владыка Иоанн трактует столь определяющее для христианства понятие любви: «Любовь, без которой теряет смысл человеческая жизнь, есть прежде всего любовь к Богу, к тем Божественным Истинам и благодатным Откровениям, которые позволяют человеку победить грех». Разъясняя смысл любви, он ограничивается первой заповедью Христа (Мф 22:37-38), даже не вспоминая о второй — о любви к ближнему. «Такая любовь не терпит никаких посягательств на истины веры, такая любовь беспощадно, до последней капли крови, до последнего издыхания борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей... Настоящее христианство, исполненное живой веры, бесконечно далеко от смутных «гуманистических» верований околоцерковных интеллигентов» (5, 68).
Основания социальности
Основой и ядром социального бытия, по митрополиту Иоанну, является Церковь. Церковь, «столп и утверждение Истины», способна снабжать общество высоким духовным идеалом, а государство — верной идеологией, без которых социальная жизнь немыслима. Церковь образует нравственную основу общества и служит основным общественным воспитателем: священника митрополит прямо называет главным специалистом по душам4 . И Церковь не просто является «умиротворителем» общества — она держит в руках духовный меч, очищающий общество от лжи и ереси: «Церковь земная, по определению святых отцов, есть Церковь воинствующая, а поприще нашей земной жизни — место брани и подвига» (2, 30).
Следующее ключевое понятие, которое определяет социальные построения митр. Иоанна, — православная державность. В данном случае державность не стоит трактовать в империалистическом ключе. Как к чистым «государственникам», так и к «евразийцам» владыка относился критически, обнаруживая в их концепциях секулярные интенции. Его державность имеет сугубо религиозный, сакральный смысл — это лишь качество «социального бытия» православия: «Державность — это государственное самосознание народа, принявшего на себя церковное послушание «удерживающего» (по слову апостола Павла; см.: 2 Сол 2: 7), стоящего насмерть на пути рвущегося в мир сатанинского зла» (3, 12). Державность — синтетическое понятие, обозначающее всю полноту религиозной, нравственной и политической жизни.
Другие статьи по теме: - Храм Василия Блаженного - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Священство и царство в российском общественном сознании
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|