Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века


Подчеркивая социальное измерение служения Церкви, митр. Кирилл озабочен главной проблемой, вызывающей его обеспокоенность, — секуляризацией общества и ослаблением в нем позиций Церкви. Без энергичной социальной экспансии Церкви грозит потеря всех рычагов воздействия на общество с целью противостояния этой опасности. Атеистический коммунизм представляет собой апогей этой тенденции, когда «общество не только отказалось слушать голос Церкви, но и отказало Церкви в праве возвещать свой голос»; в настоящее же время антихристианское движение олицетворяет либерализм. Если митр. Иоанн перенес борьбу между Церковью и светским миром в свой специфический «горний» мир, то митр. Кирилл сохраняет реализм и не утрачивает надежды выдержать схватку еще «на земле». Это помогает ему схватить суть реальных изменений, происходящих в современном обществе.

«Со времени Возрождения отчетливо обнаружилась главная тенденция общественного развития: политика, экономика, наука, техника окончательно стали автономными сферами, не признающими над собой нравственного закона и духовного начала» (24). Именно в этом заключается суть процесса секуляризации сознания в Новое время. «Секуляризация охватила не только человека и общество, но и природу, которая в сознании людей стала существовать сама по себе, без какой-либо связи с Богом. Отчуждая Бога от природы и секуляризируя ее, человечество изменило и условия своего отношения к ней». Митр. Кирилл отмечает стремительность динамики социальных изменений, радикально меняющих социальный ландшафт, существовавший в течение тысячелетий. Индустриализация, урбанизация, развитие транспорта, средств связи и информации способствуют возникновению совершенно новых культурных форм и колоссальных сдвигов в мышлении людей, масштаб которых еще даже не осознан. «Мир сделался открытым, диффузным, взаимопроницаемым... Новая реальность есть реальность, созданная человеком, она как бы не принадлежит к старому космическому порядку» (25). В этом мире доминирует глобализм всеобщего и сохраняется все меньше возможностей для самоидентификации частного, достигавшейся прежде благодаря культурно-национальным традициям. Люди оказываются выбиты из привычных социальных страт и нормативных рамок: «Ассимилированное сознание, лишенное духовной опоры и нравственного ориентира, развернутое в сторону материальных ценностей и полностью секуляризированное, не способное противостоять искушению, сознательно или бессознательно принимает сторону диавола» (23, 115).

Ускоренное социально-экономическое развитие вызывает у митр. Кирилла обеспокоенность не только таящимися в нем опасностями, но и нарастающим кризисом бездуховности. Если в первой половине 90-х годов он был готов сказать этому обществу «да»36 , то со второй половины 90-х он становится все более склонен отвергнуть этот путь, который идентифицируется у него с мировоззренческой позицией либерализма. Задумываясь об основаниях своего негативного ответа, владыка все чаще обращается к исследованию антропологических оснований социального порядка. Именно в этой сфере мы можем отметить разительную динамику изменений его социально-этических воззрений, которую и попытаемся отразить.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  

Другие статьи по теме:

- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- человек-овца и господь бог
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России
- Ученые тоже верят в потусторонние силы
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи