Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Транспортная карго Грузоперевозки utg-express.ru.
 

Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века


Религия и Церковь

Религия есть путь к постижению истины. «Религии вырастают вместе с порывом человеческого духа к вечности, к непреходящим ценностям» (14, 19). Это понимание, конечно, разительно контрастирует со взглядами митрополита Иоанна, в которых все религии предстают как служение Лжи. Христианство выделяется у о. Александра лишь тем, что оно подводит к истине во всей ее полноте, которая не может быть достигнута в других религиях. Причем различия в конфессиях для него совершенно несущественны. Православие — лишь особый культурный путь в христианстве, обогащенный, по сравнению с протестантизмом, таинствами и культурной традицией. Отец Александр глубоко переживал разделение Церкви, и препятствие к объединению христианских церквей он видел лишь в гордыне людей. Эта ясная экуменическая позиция стала объектом наиболее жесткой критики его противников.

Церковь утверждена в мире и призвана служить миру. В рамках этого служения — Проповеди, Присутствия, в особенности же Свидетельства; она продолжает дело Христа и осуществляет этическую задачу христианства: «Свидетельство означает, что мы должны решить жизненную задачу, найти свою позицию в жизни, свое место... свое отношение ко всем жизненным проблемам» (18, 632). Поэтому Церковь не может замкнуться от мира, ибо это означало бы иметь любовь, никого не любя. Открытость — вызов Церкви и ее задача.

Отец Александр весьма критично оценивал историческое и современное состояние Церкви, открыто говорил о существующих недостатках25 . Граница между добром и злом проходит для него не по внешней границе между Церковью и миром, но внутри — как мира, так и Церкви. Он обращает внимание на особенно уничижительное состояние Восточной Церкви в ее истории, на неудачную традицию отношений со светской властью, на излишний ритуализм и присутствие быта в Церкви. Как проявление язычества, архаической культуры о. Александр осуждает монархизм, национализм и интегризм в Церкви26 . Ввиду еврейского происхождения, ему было особенно тяжело мириться с распространением антисемитизма в Церкви. Оценивая непростую внутрицерковную атмосферу, он был лишен иллюзий. Поэтому он относился скорее одобрительно, чем негативно к тому, что в православии в его время не было какой-то обязывающей социальной доктрины. Тем не менее свою верность и самоотверженное служение Церкви ему не приходилось доказывать аргументами — они обнаруживаются его жизнью и смертью.

Действительную полноту жизни Церкви он видел не в прошлом и не в традициях, но в ее вечном бытии: «Многие слова Христа нам до сих пор непостижимы, потому что мы еще неандертальцы духа и нравственности, потому что евангельская стрела нацелена в вечность, потому что история христианства только начинается и то, что было раньше, то, что мы сейчас исторически называем историей христианства, — это наполовину неумелые и неудачные попытки реализовать его» (14, 15).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  

Другие статьи по теме:

- Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
- Неоготика
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи