Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
В истории русской мысли митр. Иоанн, бесспорно, займет место мыслителя, с наибольшей последовательностью воплотившего теократический идеал в политике и создавшего православный вариант политической теологии. Впрочем, нельзя не отметить элементы непоследовательности, которые затеняют основную интенцию мыслителя и даже вытесняют ее обыденным традиционализмом, национализмом и милитаризмом. Происходит это там, где не проводятся важные разграничительные линии, без которых богословская картина получает опасные искажения. В первую очередь, не улавливается граница между понятиями Церкви и государства, так что последнее оказывается словно продолжением святой Церкви. Точно так же не проблематизируется граница святого и «профанного», так что святыми оказываются и русская держава, и весь русский народ. В силу этого добро и зло отождествляются с определенными институтами, и граница между добром и злом совпадает с политическими границами. Нож острой критики лишь отсекает внешнее, не касаясь внутреннего10 . Митр. Иоанну хватает внутренней деликатности, чтобы не проводить в этой картине мира окончательные линии, оставляя место для оговорки, но эти линии вполне правомерно его последователи проводят до конца. По мере того, как владыка Иоанн спускается с высоты идеала и ценностей к политической конкретике, его выводы и заключения становятся все более сомнительными.
Православная политика
Митрополит Иоанн решительно отвергает представление об «аполитичности» христианства. Политика — воплощение веры, и поэтому державные начала государственной жизни неотделимы от духа православия. Владыка выдвигает три принципа политической жизни11 .
1. Единство политики и нравственности (теономия). Власть на Руси всегда осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, но как религиозное служение заповедям справедливости и добра, как «Божье тягло». Власть принадлежит не людям, но самим основополагающим принципам нравственности. У власти может быть только один источник — Божья воля, поэтому в основу законодательства и права в государстве должен быть положен данный самим Богом Божий Закон.
2. Единство народа и власти (самодержавие). Как за свою душу отвечает только сам человек, так и за весь народ держит ответ перед самим же Богом один человек — самодержец. Власть, данную от Бога, воплощает в своем лице Помазанник Божий — Русский Царь. Народ не может ни претендовать на власть, ни требовать за нее отчета, но это не значит, что он не имеет отношения к власти: именно его верой держится самодержавие, в этой вере оно и находит свою крепость и силу. «Русское Самодержавие — система не столько политическая, сколько религиозная, свидетельствующая о высоте нравственных воззрений народа на природу и цель власти» (2, 36).
Другие статьи по теме: - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - Шатровые каменные храмы - Ученые тоже верят в потусторонние силы - Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени - Иерусалимский храм
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|