Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века


Протоиерей Александр Мень

Протоиерей Александр Мень во многом являлся антиподом митрополита Иоанна: простой сельский священник, далекий от политики интеллектуал-ученый, обращавшийся с проповедью к совсем другим людям и с совсем иными напоминаниями, чем владыка. Его научная и богословская эрудиция поражает воображение, но литературный стиль — словно продолжение пастырской беседы — прост, лишен пафоса и риторической отточенности. Тем не менее связывает обоих не просто принадлежность к православию, но время — поиск ответов на вызовы современности.

Социально-этические вопросы не находились в центре внимания о. Александра, и это была не только сознательная позиция «не-включения в политику», но и следствие мировоззренческого подхода, в котором социальные вопросы принадлежат сфере светского знания. Тем не менее никто не осознавал острее, чем он, что мир жаждет от Церкви ответов на нравственные проблемы современности. И по мере возможности о. Александр пытался их дать. Известно, что отношение к наследию о А.Меня внутри Православной Церкви очень осторожное, и тому есть причины20 . Но тем не менее вовсе не случайно и то, что его социально-этические взгляды оказываются гораздо более «каноническими» с точки зрения православной социальной доктрины, а следовательно, и более церковными, чем у митр. Иоанна.

Взгляды о. Александра будет трудно уложить в систему, если не понять главной интенции и проблемы христианства, которую он формулировал следующим образом: «христианин в мире». Как и для Христа, для христианина встреча с миром и бытие в мире являются ключевым моментом его судьбы. Говоря о христианине как о «страннике в этом мире», о. Александр имел в виду не только наличие иной духовной родины, но и то, что шанс искать и обрести ее существует только в настоящем мире. К каждому — атеисту или сектанту — он обращается как к ищущему. Именно такие люди все время окружали его, и с ними он искал общий язык. Его взгляды не понять, если не помнить, что объектом его миссии стали больное общество и заблудившийся советский человек. Тем не менее, в отличие от многих других, о. Александр не паниковал, говоря о секуляризации, сектах и соблазнах мира, поскольку во Христе черпал силу, достаточную не только для противостояния, но и для подлинного изменения мира.

Чувствуя приближение момента освобождения общества, о. Александр со все большим беспокойством думал о том, способна ли будет Церковь сказать свое слово в тот момент, когда все общество вдруг обратит к ней взор. Относительно этого он имел вполне оправданные сомнения. Поэтому его творчество нужно рассматривать как подготовку к такому историческому моменту. Попытаемся систематизировать социально-этические воззрения о. Александра Меня.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  

Другие статьи по теме:

- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
- Постсекулярная эпоха
- Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи