Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
Отсюда следовали любопытные выводы о человеке, обществе, уме. Обладая бессмертной душой, человек «принадлежит высшему миру». Общество же человеческое «ограничено тесными пределами временного», а потому отдельный человек «выше, нежели род человеческий». Последний - не более, чем «театр действия души». «Ум человеческий роется в пыли временного и творит свои мнимо бессмертные создания для временного... Цель его - положительная польза; но она в тесных границах - польза материальная, гражданская, нравственная, изящная - все это для ограниченного здешнего мира...» Душе этого мало. Свое достояние она получает независимо от здешнего мира. И это состояние - Бог .
Чтобы соединиться с Богом, нужно предать себя Его воле и «радостно принимать, что он ни пошлет на тебя». Без страдания и скорби невозможно приобрести благодать духовной жизни. В жизни нет ничего случайного. Все, что происходит, - проявление Божьего промысла: «Во всем мы должны видеть благо, не потому, что это благо нам явно, а потому, что все истекает от Бога, -и явное благо, называемое нами добром, и неявное, которое кажется нам злом». И радость, и горе в этой жизни не что иное, как воля Божья. «Счастлив тот, кому Господь пошлет рано, а не поздно, тяжкие испытания» - это научит его действовать по воле Божьей. Покоряться ей нужно «без разбора, умствования и ропота». Человек ни в коем случае не должен позволять себе ропота и отрицания .
Сомнения и неверие порождаются желанием «обнять все и постигнуть всеобщий порядок». Поэтому люди науки больше других подвержены опасности впасть в безверие: свою частицу знания они принимают за целое и ею это целое измеряют. Гордость (в частности, гордость своим умом) ведет к погибели. Человек должен смириться перед Богом. Смирение - это «вера, надежда и любовь, взятые вместе»: «Единственное, чему мы должны и чему можем в совершенстве здесь научиться, есть добровольное повиновение. В этом добровольном повиновении заключается все человеческое достоинство и вся его свобода». «Счастлив тот, кого жизнь заранее приучила к покорности» . Такова и задача воспитания. Для ребенка это - безусловная покорность родителям, которая послужит приготовлением к вере. По этому поводу Жуковский вступил в полемику с Жан-Жаком Руссо, отвергавшим покорность. Совершенно необходимым для желающих спастись Жуковский считал состояние покаяния. Выразительным примером смирения и покаяния явился он сам, как видно из его исповедальной записи в тетради «Мысли и замечания» и сочиненной для себя молитвы . Подробно остановился автор на таинствах причащения и исповеди, их обновляющей и очищающей силе.
Другие статьи по теме: - Постсекулярная эпоха - ю.н. столяров библия и библиотеки - Про «это» – православным - Когда наука становится религией - Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|