Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
Проблемы христианской нравственности Жуковский продолжал обсуждать с наследником престола и после того, как перестал быть его наставником. В письме к цесаревичу от 15(27) декабря 1847 г. из Франкфурта-на-Майне он внушал своему царственному ученику, что «могущество царя тогда только твердо, когда оно оперто на нравственности народа», а достигнуть этого можно лишь в том случае, если душа царя станет «святилищем нравственности». Автор письма утверждал, что нравственная сила нужна государствам больше, чем обширность территории, многочисленность народа, военное могущество и даже материальное богатство. А под нравственной силой он имел в виду «чистое просвещение», т.е. не многознание, а «просвещение христианское или знание управлять силами естественными и умственными согласно с высшею целию» .
Размышлял Жуковский и о соотношении философии и религии. Прочитав понравившуюся ему брошюру шеллингианца Д.М. Велланского, он записал 14 октября 1835 г.: «Философия и религия не только не исключают одна другую, но необходимы вместе. <.. .> Что такое религия: откровение человеку Божественного, того, что его собственным умом постигнуто быть не может, но без чего жизнь его не может иметь достоинства. Что есть философия: применение религии к жизни здешней, к житейскому или возвышение жизненного в небесное. Религия лежит на вере: философия вводит разумом принятое верою в жизнь. Приспособлять житейское, ограниченное и постигаемое разумом, к тому, что не может быть им постигнуто и что дается одною верою. Итак, очевидно, что религия без философии, а философия без религии существовать не могут. <...> Философия без религии - стремление без предмета, брожение без направления и конца; из сей философии видно, что сущность жизни вся в религии, но что сия религия приводится в осуществление только философиею...»
Со временем религиозные настроения Жуковского крепли, а просветительские - слабели. С начала 1840-х гг. христианство становится для него, по собственным словам, «главным предметом» жизни , на котором все больше сосредоточивается внимание поэта. К этому времени (1842-1847) относится записная книжка поэта «Мысли и замечания», содержавшая, по определению автора, многочисленные «философские отрывки». В переработанном виде они должны были составить отдельную книгу, о которой упоминалось выше. В них рассматривались вопросы об истине, вере, Промысле, христианских заповедях, молитве, духе, душе и плоти, о Церкви, грехе и греховности, святых таинствах причащения, исповеди, покаянии, о науке, философии, цивилизации, вере и знании, творчестве, красоте, искусстве, о человеке, гражданском обществе, свободе, законности, самодержавии, порядках в России и проч. Политические сюжеты трактовались в неразрывной связи с религиозно-мировоззренческими. Записная книжка состояла из двух тетрадей (№ 1 «Смесь», и № 2 «Воспитание»). Первая включала 46 фрагментов, вторая - 12, в большинстве своем кратких, содержавших рассуждения по конкретным темам. При подготовке к изданию они были систематизированы, и каждый получил название.
Другие статьи по теме: - пять пунктов кальвинизма - Антизападничество и антимодернизм в восточном православии - В чем каемся? И чего у неба просим? - Храмы «под звоном» - ю.н. столяров библия и библиотеки
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|