Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский


Проблемы христианской нравственности Жуковский продолжал обсуждать с наследником престола и после того, как перестал быть его наставником. В письме к цесаревичу от 15(27) декабря 1847 г. из Франкфурта-на-Майне он внушал своему царственному ученику, что «могущество царя тогда только твердо, когда оно оперто на нравственности народа», а достигнуть этого можно лишь в том случае, если душа царя станет «святилищем нравственности». Автор письма утверждал, что нравственная сила нужна государствам больше, чем обширность территории, многочисленность народа, военное могущество и даже материальное богатство. А под нравственной силой он имел в виду «чистое просвещение», т.е. не многознание, а «просвещение христианское или знание управлять силами естественными и умственными согласно с высшею целию» .

Размышлял Жуковский и о соотношении философии и религии. Прочитав понравившуюся ему брошюру шеллингианца Д.М. Велланского, он записал 14 октября 1835 г.: «Философия и религия не только не исключают одна другую, но необходимы вместе. <.. .> Что такое религия: откровение человеку Божественного, того, что его собственным умом постигнуто быть не может, но без чего жизнь его не может иметь достоинства. Что есть философия: применение религии к жизни здешней, к житейскому или возвышение жизненного в небесное. Религия лежит на вере: философия вводит разумом принятое верою в жизнь. Приспособлять житейское, ограниченное и постигаемое разумом, к тому, что не может быть им постигнуто и что дается одною верою. Итак, очевидно, что религия без философии, а философия без религии существовать не могут. <...> Философия без религии - стремление без предмета, брожение без направления и конца; из сей философии видно, что сущность жизни вся в религии, но что сия религия приводится в осуществление только философиею...»

Со временем религиозные настроения Жуковского крепли, а просветительские - слабели. С начала 1840-х гг. христианство становится для него, по собственным словам, «главным предметом» жизни , на котором все больше сосредоточивается внимание поэта. К этому времени (1842-1847) относится записная книжка поэта «Мысли и замечания», содержавшая, по определению автора, многочисленные «философские отрывки». В переработанном виде они должны были составить отдельную книгу, о которой упоминалось выше. В них рассматривались вопросы об истине, вере, Промысле, христианских заповедях, молитве, духе, душе и плоти, о Церкви, грехе и греховности, святых таинствах причащения, исповеди, покаянии, о науке, философии, цивилизации, вере и знании, творчестве, красоте, искусстве, о человеке, гражданском обществе, свободе, законности, самодержавии, порядках в России и проч. Политические сюжеты трактовались в неразрывной связи с религиозно-мировоззренческими. Записная книжка состояла из двух тетрадей (№ 1 «Смесь», и № 2 «Воспитание»). Первая включала 46 фрагментов, вторая - 12, в большинстве своем кратких, содержавших рассуждения по конкретным темам. При подготовке к изданию они были систематизированы, и каждый получил название.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Шатровые каменные храмы
- Неоготика
- Стоглав и его место в русской канонической традиции
- Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи