Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
Религиозно-мистические настроения проявились у Жуковского еще в молодости, что нашло заметное выражение в его поэзии, а также в журналистской деятельности в качестве редактора «Вестника Европы». Безусловную покорность воле Божией с полной очевидностью поэт продемонстрировал и в жизни: не получив благословения матери любимой девушки Маши Протасовой (своей дальней родственницы) на брак с ней, он начисто отказался от своих притязаний и удовольствовался ролью близкого друга ее семьи. В письме А.С. Стурдзе 1850 г. Жуковский признавался, что «свет христианства» всегда был ему по сердцу, но долгие годы был затемнен для него «прозрачною завесою жизни: он проникал сквозь эту завесу, и глаза его видели, но... внимание более останавливалось на тех политических образах, которые украшали завесу, нежели на том свете, который один давал им видимость, но ими же и был заслонен от души, рассеянной их поэтическою прелестию» . Впрочем, подобные признания - это вернее всего следствие повышенной требовательности Жуковского к себе. Как видно из его писем молодых лет, он и тогда не смотрел на поэзию как на забаву, а находил в ней «нечто возвышенное, что должно иметь влияние на душу всего народа» .
Восстание 14 декабря 1825 г. привело страну, по мнению Жуковского, на «край погибели», но «Провидение сохранило Россию». Вера в Провидение сохранялась у поэта и в дальнейшем. Сочувствуя беде, постигшей декабриста Николая Тургенева, признанного государственным преступником и заочно приговоренного Верховным судом к смертной казни, Жуковский советовал ему и его брату Александру подать друг другу руки «на добродетель и религию». Поэт радовался тому, что Николай Тургенев обратился в этот критический момент к чтению Библии. Последовать примеру брата он советовал и Александру, уверяя, что Спаситель «скажет и даст тебе то, чего ничто на земле не даст и не скажет: смирение и нетревожимость. Я не говорю это, я так думаю теперь. Я этому верю и хочу верить. Жизнь ничто без христианства. Теперь ваша пора верить и жить верою. Будь в этом помощником и товарищем брата. Тогда все остальное покажется шелухою, тогда найдешь силу в себе покориться необходимости и ждать мирно того, что Провидение пошлет в будущем» .
Другие статьи по теме: - Проблемы религиозного образования в России - Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени - Священство и царство в российском общественном сознании - Стоглав и его место в русской канонической традиции - Христианство, власть и общество у восточных славян (x-xvii вв.)
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|