Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
Безукоризненная нравственная репутация Жуковского сыграла, по-видимому, решающую роль при назначении поэта в 1826 г. наставником наследника престола - будущего Александра П. Христианское мировосприятие он старался пробудить и в своем подопечном. Заметив в нем проявления досады на превосходство других в чем-либо, Жуковский опасался, как бы это не послужило началом «смертельной болезни», сделав душу мальчика «недостойною Бога». «Чтобы жить как должно, - записывает он в дневнике в 1828 г., - надобно помнить только, что мы и наша жизнь здесь не есть настоящая жизнь, а только начало или приготовление к настоящей жизни, что мы живем здесь только для души нашей, что все, что не делает душу лучшею, исчезает, что все, что делает душу лучшею, вечно. В этом отношении люди равны, ибо все дети одного Бога. <...> Если великий князь думает, что он должен быть лучше других, что никто не должен быть лучше его потому только, что он сын государя, то он ошибается. <...> Любовь Бога одинакова для всех, т.к. для всех одинаково бессмертие. Для этой любви мы живем на свете, для этого бессмертия мы себя здесь готовим, всякий по-своему, один будучи государем, другие будучи просто частным человеком, всякому своя должность по тому месту, которое он здесь занимал, но у всех одна цель, одна жизнь вечная, один Бог» .
Правила поведения христианина, вопросы христианского вероучения, по-видимому, нередко являлись предметом разговоров Жуковского с цесаревичем и его окружением. Некоторые из них были трудно разрешимы. Так, в дневнике за 1835 г. поэт отметил «жестокий спор» с великим князем и принцем Ольденбургским о предопределении. Изложенные автором результаты этого спора заслуживают внимания. «Бог всеведущ. Он все направляет к лучшему; Он мое Провидение; мое настоящее, мое будущее, моя вечность в руке Его», - записывает Жуковский. В то же время он считает: «Я свободен, т.е. могу в действиях нравственных соглашаться или не соглашаться свободным выбором воли с законом нравственным или, что все равно, с совестью, представителем Бога в душе человеческой». Человеку трудно согласить эту свободу с Божеским предопределением: «То, что знает Бог вперед, то должно случиться, ибо ошибка невозможна Богу; что должно случиться, то все необходимо; следовательно всякое действие наше, ибо оно предвидено, предопределено, необходимо, следовательно, нет свободы». Вывод следовал такой: поскольку человек не может постигнуть непостижимое и «втеснить необъятное в тесные границы мысли и слова», он должен смирить свой разум и не переступать границы запретного. Только это способно спасти его от заблуждения, «которое приведет или к безверию или к суеверию» .
Другие статьи по теме: - Духовная эволюция или деградация? - Из истории полемики против латинян в xvi веке - Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви - Про «это» – православным - Когда наука становится религией
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|