Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
Посредником между человеком и Христом Жуковский называл Церковь. Чтобы узнать Христа и уверовать в него, нужно обратиться к ней. Церковь - путь к Христу. Но сама она - не предмет веры. Учение Церкви о Христе, Священном Писании и истекающем из него символе веры для христианина непреложны. Все остальное, включая творения «отцов Церкви», может быть подвергнуто анализу рассудка. С точки зрения официальной Церкви, такой подход являлся непозволительной вольностью, сближавшей автора с протестантизмом. При всей религиозности Жуковского его близость к западноевропейской культуре, как и до конца неизжитое увлечение идеями Просвещения, побуждали его порою выходить за строгие рамки православных канонов, хотя он и отдавал православию предпочтение перед протестантизмом и католичеством. Духовная цензура впоследствии поставила ему в вину слишком благоприятный, по ее мнению, отзыв о жизни и деятельности католика Люминьи, выраженный в заметке «Внутренняя жизнь христианина».
Характерно, что во всех текстах Жуковского на теологические темы речь идет обычно не о православии, а о христианстве вообще. Отчасти это можно объяснить преобладавшим среди русских того времени убеждением, что только православная («греко-российская») Церковь сохранила христианское учение в чистом виде. Но нельзя не видеть и другого: Жуковский сформировался в александровскую эпоху, когда в силе было «универсальное христианство» и главное видели в том, что соединяло все три основные ветви христианского вероисповедания, а не то, что разделяло их. Не случайно поэт с сочувствием отзывался о замыслах Джона Генри Ньюмена (идеолога английского «нового католичества») и его сторонников относительно соединения христианских церковей. Он соглашался с тем, что «истина одна и орган ее - Церковь - должна быть одна». Что касается церковного управления в каждой из ветвей христианства, то оно должно сохранить самостоятельность.
По сравнению с дневниковыми записями прежних лет в 1840-х гг. эволюционировал взгляд Жуковского на философию. Христианская философия противопоставляется теперь умозрительной. «Всякая умозрительная философия извлекает понятия из ума; от ближайшего она переходит к дальнейшему и так возвышается до понятия о Боге, - записывает он в тетради "Мысль и замечания". - Это понятие есть всеобщий результат умозрения. Христианская философия, напротив, извлекает все из понятия о Боге: понятия о мире, о человеке и об отношениях человека к миру, к человеку и Богу суть результат понятия о Боге, данного откровением, принятого верою. Умозрительная философия идет рядом с религиею. Философия христианская подчинена религии... Первая стремится к истине и гордо мечтает сорвать с нее покрывало. Последняя истекает из истины, открывшейся не уму, а вере, и цель ее смирение» . В том же отрывке «метафизический Бог» определялся как идея, доступная лишь некоторым, в отличие от христианского Бога - Бога для всех. В подготовленном для книги окончательном тексте философический Бог назван умственным идолом, поклоняясь которому, человек поклоняется самому себе, своей собственной идее . «Иной философии быть не может, как философия христианская, которой смысл: от Бога к Богу, - убежденно заявил Жуковский в письме к Стурдзе весной 1850 г. -философия, истекающая из одного ума, есть ложь. Пункт отбытия всякой философии, point de depart, должен быть откровение» .
Другие статьи по теме: - человек-овца и господь бог - Неоготика - Золочение куполов - К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории - Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|