Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


Японская роза из зефирного фоамирана.
 

Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский


Посредником между человеком и Христом Жуковский называл Церковь. Чтобы узнать Христа и уверовать в него, нужно обратиться к ней. Церковь - путь к Христу. Но сама она - не предмет веры. Учение Церкви о Христе, Священном Писании и истекающем из него символе веры для христианина непреложны. Все остальное, включая творения «отцов Церкви», может быть подвергнуто анализу рассудка. С точки зрения официальной Церкви, такой подход являлся непозволительной вольностью, сближавшей автора с протестантизмом. При всей религиозности Жуковского его близость к западноевропейской культуре, как и до конца неизжитое увлечение идеями Просвещения, побуждали его порою выходить за строгие рамки православных канонов, хотя он и отдавал православию предпочтение перед протестантизмом и католичеством. Духовная цензура впоследствии поставила ему в вину слишком благоприятный, по ее мнению, отзыв о жизни и деятельности католика Люминьи, выраженный в заметке «Внутренняя жизнь христианина».

Характерно, что во всех текстах Жуковского на теологические темы речь идет обычно не о православии, а о христианстве вообще. Отчасти это можно объяснить преобладавшим среди русских того времени убеждением, что только православная («греко-российская») Церковь сохранила христианское учение в чистом виде. Но нельзя не видеть и другого: Жуковский сформировался в александровскую эпоху, когда в силе было «универсальное христианство» и главное видели в том, что соединяло все три основные ветви христианского вероисповедания, а не то, что разделяло их. Не случайно поэт с сочувствием отзывался о замыслах Джона Генри Ньюмена (идеолога английского «нового католичества») и его сторонников относительно соединения христианских церковей. Он соглашался с тем, что «истина одна и орган ее - Церковь - должна быть одна». Что касается церковного управления в каждой из ветвей христианства, то оно должно сохранить самостоятельность.

По сравнению с дневниковыми записями прежних лет в 1840-х гг. эволюционировал взгляд Жуковского на философию. Христианская философия противопоставляется теперь умозрительной. «Всякая умозрительная философия извлекает понятия из ума; от ближайшего она переходит к дальнейшему и так возвышается до понятия о Боге, - записывает он в тетради "Мысль и замечания". - Это понятие есть всеобщий результат умозрения. Христианская философия, напротив, извлекает все из понятия о Боге: понятия о мире, о человеке и об отношениях человека к миру, к человеку и Богу суть результат понятия о Боге, данного откровением, принятого верою. Умозрительная философия идет рядом с религиею. Философия христианская подчинена религии... Первая стремится к истине и гордо мечтает сорвать с нее покрывало. Последняя истекает из истины, открывшейся не уму, а вере, и цель ее смирение» . В том же отрывке «метафизический Бог» определялся как идея, доступная лишь некоторым, в отличие от христианского Бога - Бога для всех. В подготовленном для книги окончательном тексте философический Бог назван умственным идолом, поклоняясь которому, человек поклоняется самому себе, своей собственной идее . «Иной философии быть не может, как философия христианская, которой смысл: от Бога к Богу, - убежденно заявил Жуковский в письме к Стурдзе весной 1850 г. -философия, истекающая из одного ума, есть ложь. Пункт отбытия всякой философии, point de depart, должен быть откровение» .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- В чем каемся? И чего у неба просим?
- Духовная эволюция или деградация?
- Когда наука становится религией
- Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
- первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи