Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский


О божественном происхождении царской власти Жуковский рассуждал еще в дневнике конца 1820-1830-х гг. Но акценты с тех пор изменились. Тогда упор делался на ответственности царя перед Богом - это чувство Жуковский стремился внушить наследнику престола. «Самодержец, ты думаешь, что ты всемогущ! Нет!» - восклицал в 1827 г. поэт. Под явным влиянием просветительских идей несколько позже он писал: «Власть государя ненадежна, если она не в сердце его подданных. Напрасно будут проповедовать, что она происходит от Бога: этому верили слепо наши предки; но теперь такая слепая вера уже невозможна; народ начал мыслить... Власть царя происходит от Бога, - народ будет этому верить, но только тогда, когда сие Божественное происхождение будет для него очевидно! А оно очевидно в одной только благотворности. В наше время Иоанн Грозный не мог бы называть правом Божественным своего ужасного права зверствовать и лить кровь по прихоти» . Так судит просветитель, но просветитель верующий. Своеобразное резюме подобных рассуждений встречаем в дневнике 1834 г.: «Власть царей происходит от Бога, а самовластие царей происходит от черта» .

Убеждение в том, что русский государь должен быть «смиренным исполнителем воли Провидения», всецело подчинив ему свою, Жуковский развивал и в дальнейшем. «Всемогущество принадлежит одному Богу, - записал он в тетради "Мысли и замечания", - горе тому, кто замыслит его себе присвоить...» . Творя благо, не следует проявлять нетерпение и ждать исполнения своих добрых замыслов непременно при своей жизни. Они осуществятся, когда их благословит Бог, ибо добро творит он, а не люди. В несколько иных тонах, чем прежде, говорилось о вере русского народа в спасительность самодержавия. Любовь народа к своим царям, рассуждал Жуковский, укрепилась во времена междоусобиц и татарского ига. Освященное Церковью, это чувство стало «дополнительным членом символа веры, голосом истории, знаменем судьбы народной, синонимом слова Отечество, словом, религиею, благоволением всенародным пред властию высшею, перешедшею в земную». Оно далеко от рабства и восточного деспотизма. «Покорность самодержцу есть благоговение перед святынею, которой поклонялись отцы и деды, отвлеченно от самого лица самодержца». Святыня царской власти - религия, унаследованная от предков. Русский царь должен понять это чувство. Если это произойдет, он не возгордится, а, напротив, преисполнится смирением перед величием идеала, воспитанного в русском народе его историей и христианской верою .

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Неоготика
- Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Священство и царство в российском общественном сознании
- Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи