Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
Соответственно решался вопрос о свободе преподавания в университетах. Полная свобода преподавания, по мнению Жуковского, невозможна. Становясь профессором, преподаватель вместе с тем принимает на себя обязательство действовать согласно установленному порядку. Поскольку речь идет о «чистой науке», он не должен подвергаться никаким ограничениям. Но в отношении к религии, политике, нравственности обязан следовать определенным условиям. Неограниченность свободы преподавания привела бы к анархии, нетерпимой в гражданском обществе.
«Крикуны-журналисты защищают неограниченность свободы преподавания только потому, что всякая обязанность им противна и что им в области мысли такая же нужна анархия, какую они желали бы ввести в общество, - полагал Жуковский. - .. .Им в настоящем дороги только две вещи: необузданность мысли и действий и деньги, скопляемые [за] счет нравственности и порядка». Высшей свободой Жуковский считал свободу христианскую, поясняя, что она «состоит в уничтожении своей воли пред высшею волею Спасителя, который есть воля Божия» . Что такое нравственная свобода? - ставил вопрос Жуковский. И отвечал: «Способность произносить слово "нет" мысленно или вслух». «Что есть свобода в высшем смысле? - продолжал он. - Совершенная подчиненность воле Божией всегда, во всем, везде и ничему иному. В сей подчиненности заключается свобода от зла, от судьбы, от людей». Такую подчиненность он понимал как следование естественному нравственному закону, выраженному в христианском учении. А в естественном нравственном законе он видел «остаток того божественного образа, который отразился в человеке при его создании и затмился в нем грехопадением» :
В последние годы жизни Жуковский занимался переводом с церковно-славянского текста на русский «Нового завета». Эту работу ему удалось завершить: были переведены все четыре Евангелия, Деяния апостолов, все послания и Апокалипсис. Сообщая об этом П. А. Плетневу в марте 1850 г., Жуковский просил его никому об этом не говорить: «Могут подумать, что я затеваю его напечатать; а я просто перевел Священное Писание для себя, чтобы занять себя главным предметом жизни и чтобы оставить по себе добрый памятник моим детям» . Вскоре после этого поэт сочинил «Видение Иоанна Богослова» - опыт стихотворного подражания Апокалипсису, вошедший отчасти в поэму «Агасфер. Вечный жид», основанную на легенде об израильтянине, оттолкнувшем Иисуса Христа, когда тот во время своего крестного хода попытался прислониться к стене его дома.
Жуковский В.А. Соч. Изд. 7, испр. и доп. Под ред. П.А. Ефремова. Т. 6. СПб., 1878. С. 543.
Его же. Письма к Александру Ивановичу Тургеневу. М., 1895. С. 162.
Там же. С. 204, 216, 226.
Жуковский В.А. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1980. С. 447.
Там же. С. 449,451.
Жуковский В.А. Из дневников 1827-1840 годов // Наше наследие. 1994. № 32. С. 37-38.
Там же. С. 45.
Там же. С. 45.
Егоже. Из дневников 1827-1840 годов // Наше наследие. 1994. № 32. С. 45-46.
Егоже. К А.С. Стурдзе. Март 1850 г. // Жуковский В.А. Соч. Изд. 7. Т. 6. С. 543.
Егоже. Мысли и замечания // Наше наследие. 1995. № 33. С. 63-64; его же. Соч. Изд. 8. Т. 6.С.132-133.
Егоже. Соч. Изд. 8. Т. 6. С. 246-250, 242; Наше наследие. 1995. № 33. С. 48.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 48.
Жуковский В.А. Соч. Изд. 8. Т. 6. С. 250, 239, 228.
Там же. С. 228. 240; Наше наследие. 1995. № 33. С. 62-63.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 60, 62.
Там же. С. 48.
Жуковский В.А. Соч. Изд. 8. Т. 6. С. 238.
Егоже. Соч. Изд. 7. Т. 6. С. 545.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 48.
Жуковский В.А. Соч. Изд. 8. Т. 6. С. 167-168.
Наше наследие. 1994. № 32. С. 47.
Там же. С. 36, 38-39.
Там же. С. 43.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 50.
Там же. С. 53.
Жуковский В.А. Соч. Изд. 7. Т. 6. С. 169.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 50.
Там же; Наше наследие. 1994. № 32. С. 46-47.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 50.
Там же. С. 63.
Другие статьи по теме: - Проблемы религиозного образования в России - человек-овца и господь бог - Золочение куполов - Образ Иерусалимского храма - Постсекулярная эпоха
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|