Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский


Соответственно решался вопрос о свободе преподавания в университетах. Полная свобода преподавания, по мнению Жуковского, невозможна. Становясь профессором, преподаватель вместе с тем принимает на себя обязательство действовать согласно установленному порядку. Поскольку речь идет о «чистой науке», он не должен подвергаться никаким ограничениям. Но в отношении к религии, политике, нравственности обязан следовать определенным условиям. Неограниченность свободы преподавания привела бы к анархии, нетерпимой в гражданском обществе.

«Крикуны-журналисты защищают неограниченность свободы преподавания только потому, что всякая обязанность им противна и что им в области мысли такая же нужна анархия, какую они желали бы ввести в общество, - полагал Жуковский. - .. .Им в настоящем дороги только две вещи: необузданность мысли и действий и деньги, скопляемые [за] счет нравственности и порядка». Высшей свободой Жуковский считал свободу христианскую, поясняя, что она «состоит в уничтожении своей воли пред высшею волею Спасителя, который есть воля Божия» . Что такое нравственная свобода? - ставил вопрос Жуковский. И отвечал: «Способность произносить слово "нет" мысленно или вслух». «Что есть свобода в высшем смысле? - продолжал он. - Совершенная подчиненность воле Божией всегда, во всем, везде и ничему иному. В сей подчиненности заключается свобода от зла, от судьбы, от людей». Такую подчиненность он понимал как следование естественному нравственному закону, выраженному в христианском учении. А в естественном нравственном законе он видел «остаток того божественного образа, который отразился в человеке при его создании и затмился в нем грехопадением» :

В последние годы жизни Жуковский занимался переводом с церковно-славянского текста на русский «Нового завета». Эту работу ему удалось завершить: были переведены все четыре Евангелия, Деяния апостолов, все послания и Апокалипсис. Сообщая об этом П. А. Плетневу в марте 1850 г., Жуковский просил его никому об этом не говорить: «Могут подумать, что я затеваю его напечатать; а я просто перевел Священное Писание для себя, чтобы занять себя главным предметом жизни и чтобы оставить по себе добрый памятник моим детям» . Вскоре после этого поэт сочинил «Видение Иоанна Богослова» - опыт стихотворного подражания Апокалипсису, вошедший отчасти в поэму «Агасфер. Вечный жид», основанную на легенде об израильтянине, оттолкнувшем Иисуса Христа, когда тот во время своего крестного хода попытался прислониться к стене его дома.

Жуковский В.А. Соч. Изд. 7, испр. и доп. Под ред. П.А. Ефремова. Т. 6. СПб., 1878. С. 543.
Его же. Письма к Александру Ивановичу Тургеневу. М., 1895. С. 162.
Там же. С. 204, 216, 226.
Жуковский В.А. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1980. С. 447.
Там же. С. 449,451.
Жуковский В.А. Из дневников 1827-1840 годов // Наше наследие. 1994. № 32. С. 37-38.
Там же. С. 45.
Там же. С. 45.
Егоже. Из дневников 1827-1840 годов // Наше наследие. 1994. № 32. С. 45-46.
Егоже. К А.С. Стурдзе. Март 1850 г. // Жуковский В.А. Соч. Изд. 7. Т. 6. С. 543.
Егоже. Мысли и замечания // Наше наследие. 1995. № 33. С. 63-64; его же. Соч. Изд. 8. Т. 6.С.132-133.

Егоже. Соч. Изд. 8. Т. 6. С. 246-250, 242; Наше наследие. 1995. № 33. С. 48.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 48.
Жуковский В.А. Соч. Изд. 8. Т. 6. С. 250, 239, 228.
Там же. С. 228. 240; Наше наследие. 1995. № 33. С. 62-63.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 60, 62.
Там же. С. 48.
Жуковский В.А. Соч. Изд. 8. Т. 6. С. 238.
Егоже. Соч. Изд. 7. Т. 6. С. 545.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 48.
Жуковский В.А. Соч. Изд. 8. Т. 6. С. 167-168.
Наше наследие. 1994. № 32. С. 47.
Там же. С. 36, 38-39.
Там же. С. 43.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 50.
Там же. С. 53.
Жуковский В.А. Соч. Изд. 7. Т. 6. С. 169.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 50.
Там же; Наше наследие. 1994. № 32. С. 46-47.
Наше наследие. 1995. № 33. С. 50.
Там же. С. 63.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Постсекулярная эпоха
- Преемство с исторической Россией — духовно-нравственная задача нашего времени
- Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в xix - начале xx в.
- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- Золочение куполов
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи