Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский


О науке - хранительнице умственных сокровищ человечества - Жуковский отзывался высоко, отмечая ее «могучее образовательное действие на род человеческий», ее «животворящее влияние на человеческую душу в пределах материального мира». В ней он видел великий памятник человеческого рода, в котором заключается «истинное земное величие человека» и перед которым следует благоговеть. Науку он признавал источником цивилизации, которая «есть результат применения знаний к практической, общественной жизни, к жизни человеческой в границах земного». Но все это, важное для материальной, земной жизни человека, не имеет большого значения для его души, ибо, полагал Жуковский, самое большее, что можно извлечь из науки, применимо лишь к материальной пользе общества. Наука не должна становиться своей собственной целью, ибо в таком случае она теряет свое высокое достоинство. Ее подлинная цель -Бог, «источник и предмет всякого знания». Каждый шаг науки вперед должен приближать к Богу. Животворящим итогом наших знаний можно признать лишь «знание Бога и знание наших к Нему отношений».

Красота выше знания, ибо она - «тайное выражение божественного». «Красота творения заключается в истине. Чем ближе к своему образцу - к природе и к ее источнику (т.е. к Творцу. - Р.Э.), тем прекраснее и совершеннее произведение искусства». Творчество гения заключается не в создании нового, несуществующего, а в постижении истины и отражении ее в «чертах совершенства». «Красота и истина одно и то же». Высшая степень искусства - поэзия, выражающая «сверх того, что есть в ощутительной природе, и то, что существует единственно в душе человеческой, постигающей нечто высшее, вне видимой природы существующее... Верх искусства, когда его идеал есть Бог» .

Религиозно-философское обоснование получили в изложении Жуковского государственный строй и политические события настоящего и прошлого. На отношении человека к Богу и Бога к человеку основан весь земной порядок, полагал Жуковский. Религия - «главная основа порядка». В революционных событиях 1848 г. на Западе он увидел «дерзкое непризнание участия всевышней власти в делах человеческих». В письме П.А. Вяземскому о его стихотворении «Святая Русь» (опубликованном тогда же в виде статьи) Жуковский раскрыл свое понимание исторических предпосылок происходящего.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Священство и царство в российском общественном сознании
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Религиозность как фактор российской жизни в 1990-е
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи