Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
О науке - хранительнице умственных сокровищ человечества - Жуковский отзывался высоко, отмечая ее «могучее образовательное действие на род человеческий», ее «животворящее влияние на человеческую душу в пределах материального мира». В ней он видел великий памятник человеческого рода, в котором заключается «истинное земное величие человека» и перед которым следует благоговеть. Науку он признавал источником цивилизации, которая «есть результат применения знаний к практической, общественной жизни, к жизни человеческой в границах земного». Но все это, важное для материальной, земной жизни человека, не имеет большого значения для его души, ибо, полагал Жуковский, самое большее, что можно извлечь из науки, применимо лишь к материальной пользе общества. Наука не должна становиться своей собственной целью, ибо в таком случае она теряет свое высокое достоинство. Ее подлинная цель -Бог, «источник и предмет всякого знания». Каждый шаг науки вперед должен приближать к Богу. Животворящим итогом наших знаний можно признать лишь «знание Бога и знание наших к Нему отношений».
Красота выше знания, ибо она - «тайное выражение божественного». «Красота творения заключается в истине. Чем ближе к своему образцу - к природе и к ее источнику (т.е. к Творцу. - Р.Э.), тем прекраснее и совершеннее произведение искусства». Творчество гения заключается не в создании нового, несуществующего, а в постижении истины и отражении ее в «чертах совершенства». «Красота и истина одно и то же». Высшая степень искусства - поэзия, выражающая «сверх того, что есть в ощутительной природе, и то, что существует единственно в душе человеческой, постигающей нечто высшее, вне видимой природы существующее... Верх искусства, когда его идеал есть Бог» .
Религиозно-философское обоснование получили в изложении Жуковского государственный строй и политические события настоящего и прошлого. На отношении человека к Богу и Бога к человеку основан весь земной порядок, полагал Жуковский. Религия - «главная основа порядка». В революционных событиях 1848 г. на Западе он увидел «дерзкое непризнание участия всевышней власти в делах человеческих». В письме П.А. Вяземскому о его стихотворении «Святая Русь» (опубликованном тогда же в виде статьи) Жуковский раскрыл свое понимание исторических предпосылок происходящего.
Другие статьи по теме: - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский - Золочение куполов - Когда наука становится религией - Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века - Стоглав и его место в русской канонической традиции
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|