Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский


Исчезновение веры во все святое поэт связывал с Реформацией. Признавая, что именно Реформация «произвела великое движение умственное, из которого наконец вышла так называя цивилизация нашего времени», автор обвинял ее в том, что «вместо исторических злоупотреблений церковной власти она разрушила авторитет самой церкви; она взбунтовала против ее неподсудности демократический ум; дав право поверять откровение, она поколебала веру, а с верою и все святое. Это святое заменилось языческою мудростью древних; родился дух противоречия; начался мятеж против всякой власти, как божественной, так и человеческой». Следующим этапом, как видно из слов Жуковского, явилось Просвещение: «Мятеж пошел двумя дорогами: на первой уничтожение авторитета Церкви произвело рационализм (отвержение божественности Христа), отсюда пантеизм (уничтожение личности Бога), в заключение атеизм (отвержение бытия Божия); на другой понятие о власти державной, происходящей от Бога, уступило понятию о договоре общественном, из него - самодержавие народа, которого первая степень есть представительная монархия, вторая степень - демократия, третья степень - социализм и коммунизм». Следующей степенью, опасался Жуковский, может стать уничтожение семьи и, вследствие освобождения людей от всех обязанностей и любых ограничений личной независимости, уничтожение общества и наступление «совершенно свободного скотства» .

Реформация послужила толчком к развитию общества в материальном отношении, содействуя росту науки, промышленности, удобств жизни, богатств и проч., т.е. цивилизации. Но эта цивилизация оказалась на ложном пути: «На Божий престол она возвела ум человека». Человек стал боготворить свой ум. О том же еще раньше Жуковский рассуждал в записной книжке «Мысли и замечания». Реформация, а вслед за нею Французская революция пробудили, по его словам, «независимость мнений и вместе с нею их необузданность», что привело к новому виду идолопоклонничества: «Мы поклоняемся человеку, его всемогуществу, его всезнанию». «Мы живем теперь в такое время, в которое на место всемогущего медленного действия истории (т.е. Провидения во времени) явилась нетерпеливая, жаждущая немедленного результата сила ума» . Подобные мысли свидетельствовали о возраставших сомнениях в правоте идей Просвещения. Выход виделся в возвращении к христианским ценностям. Наибольшие надежды в этом отношении возбуждала Россия. Надежды эти особенно усилились во время революционных бурь 1848-1849 гг. на Западе. Спасение виделось в религиозности народа, Церкви, самодержавии.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- ю.н. столяров библия и библиотеки
- Шатровые каменные храмы
- Иерусалимский храм
- Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
- Религиозные свободы в России конца xx века
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи