Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
Исчезновение веры во все святое поэт связывал с Реформацией. Признавая, что именно Реформация «произвела великое движение умственное, из которого наконец вышла так называя цивилизация нашего времени», автор обвинял ее в том, что «вместо исторических злоупотреблений церковной власти она разрушила авторитет самой церкви; она взбунтовала против ее неподсудности демократический ум; дав право поверять откровение, она поколебала веру, а с верою и все святое. Это святое заменилось языческою мудростью древних; родился дух противоречия; начался мятеж против всякой власти, как божественной, так и человеческой». Следующим этапом, как видно из слов Жуковского, явилось Просвещение: «Мятеж пошел двумя дорогами: на первой уничтожение авторитета Церкви произвело рационализм (отвержение божественности Христа), отсюда пантеизм (уничтожение личности Бога), в заключение атеизм (отвержение бытия Божия); на другой понятие о власти державной, происходящей от Бога, уступило понятию о договоре общественном, из него - самодержавие народа, которого первая степень есть представительная монархия, вторая степень - демократия, третья степень - социализм и коммунизм». Следующей степенью, опасался Жуковский, может стать уничтожение семьи и, вследствие освобождения людей от всех обязанностей и любых ограничений личной независимости, уничтожение общества и наступление «совершенно свободного скотства» .
Реформация послужила толчком к развитию общества в материальном отношении, содействуя росту науки, промышленности, удобств жизни, богатств и проч., т.е. цивилизации. Но эта цивилизация оказалась на ложном пути: «На Божий престол она возвела ум человека». Человек стал боготворить свой ум. О том же еще раньше Жуковский рассуждал в записной книжке «Мысли и замечания». Реформация, а вслед за нею Французская революция пробудили, по его словам, «независимость мнений и вместе с нею их необузданность», что привело к новому виду идолопоклонничества: «Мы поклоняемся человеку, его всемогуществу, его всезнанию». «Мы живем теперь в такое время, в которое на место всемогущего медленного действия истории (т.е. Провидения во времени) явилась нетерпеливая, жаждущая немедленного результата сила ума» . Подобные мысли свидетельствовали о возраставших сомнениях в правоте идей Просвещения. Выход виделся в возвращении к христианским ценностям. Наибольшие надежды в этом отношении возбуждала Россия. Надежды эти особенно усилились во время революционных бурь 1848-1849 гг. на Западе. Спасение виделось в религиозности народа, Церкви, самодержавии.
Другие статьи по теме: - пять пунктов кальвинизма - Археологическое доказательство существования Иисуса Христа - Золочение куполов - Шатровые каменные храмы - Стоглав и его место в русской канонической традиции
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|