Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Деятельность украинских православных миссионеров в xviii веке
Говоря о основанную 1609 Астраханскую епархию, которая до того входила в Казанскую епархию, следует сказать, что в XVIII веке там также успешно работало много украинских миссионеров, особенно среди калмыков. Еще до XVIII века, отдельные племенные вожди приняли крещение в степях вокруг Астрахани. В последние годы правления Петр особенно интересовался приграничными областями Каспийского моря и Северного Кавказа и хотел распространить влияние на всех калмыцких вождей. Тогда епископом Астраханским был Украинской Лаврентий Горка (1723-1727) .10 1724 один из самых влиятельных калмыцких вождей Баскадй-Дордзы появился в Петербурге и в присутствии Петра крестился вместе со своей свитой, получив имя Петр Гайшин. Этот приезд не случайность - а результат труда украинских Никодима Линкевич. Священный Синод планировал отправить миссионеров в калмыков. В записке в Синод еп. Лаврентий Горка указывал, что наибольшей сложностью будет незнание миссионерами калмыцкого языка. Святейший Синод послал иеромонаха Никодима Линкевич, который закончил КДА, с задачей изучить этот язык. Из отчетов Никодима Святейшему Синоду можно видеть, как продвигалось изучение калмыцкого языка и перевод молитвенных текстов. 1729 он сообщил о 176 крещений (40 мужчин и 136 женщин и детей). Никодим остался у калмыков до 1731 г. и окрестил 1655 чоловик.11
Некоторые исследователи, * отмечая особые успехи миссионерской деятельности в Поволжье в ХVШ веке, ставят их в зависимость от государственной политики того времени и от льгот, которые предоставлялись новокрещенных с иноверцев. Действительно, Российское государство, по крайней мере в 1-й половине ХVII века не была пассивным наблюдателем христианизации народов Поволжья. Император Петр I не раз подтверждал льготы обращенных к Церкви. Императрица Елизавета также была благосклонна к миссионерской дела. Факты свидетельствуют об активной поддержке миссионерства отдельными венценосной особы. Но такая поддержка государства не прекращалась со времени устройства Казанской митрополии, то есть с 1555 В предыдущей главе уже говорилось об этом. Поддержка была, но ощутимого результата не было. Лишь с приходом на ниву миссионерской дела высокообразованных, самоотверженных и ревностных украинских, дело настолько сдвинулась с места, что в 60-х годах ХVIII века большинство язычников приняли христианство, а вместе с ними, большое количество мусульман.
Родился знаменитый миссионер 1650 г. в Украине в небогатой благородной семье Лещинских. Точного места рождения, как и его светского имени, исследователи не знают. Можно лишь предположить, что родился он в Галиции, где фамилия «Лещинский» распространено. Высшее образование будущий святитель получил в Киево-Могилянской коллегии, которая впоследствии стала Киевской академией. По ее окончании женился и стал приходским священником. Овдовев, Фелофей принял монашеский постриг и поселился в Киево-Печерской Лавре. Вскоре, его выбрали экономом. Позднее он занимал пост Брянского Свенського монастыря, приписанного к Киево-Печерской Лавры, откуда и был призван на архипастирске служиння3 в Сибирь. Рекомендовал Лещинского на Тобольске кафедру св. Димитрий Ростовский, после отказа его самого занять Сибирскую митрополию учитывая состояние здоровья .4 То, что увидел святитель в Сибири слабонервных могло бы привести к отчаянию. Еще на пути в Тобольск, заезжая в города и села, митрополит Филофей спрашивал верующих: «Как молитесь Богу?» - На что многие отвечал: «Не знаем, что такое молитва» .5 Прибыв в Тобольск, 4 апреля 1702 о свои впечатления он пишет в грамоте архимандриту Троицкого Селенгинского монастыря Михаилу: «Сообщаем вашем братолюбия, что по дороге из царствующего града Москвы в город наш напрестольное, видел я такое бесчинство велико, что даже не хочу об этом писать» .
Другие статьи по теме: - Роль религии в современном обществе - Правовое состояние православного духовенства в Украине во время царствования Елизаветы - Церковь и общество - Очаги культуры - Краткая история Церкви Церкви Адвентистов седьмого дня в Западной Украине
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|