Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Деятельность украинских православных миссионеров в xviii веке
Русской церковью митрополит Филофей Лещинский причислен к лику святых. Участниками апостольского подвига митрополита Филофея было немало украинских, однако имена лишь некоторых нам известны. С украинского, без сомнения, соратниками святителя были Антоний Платковський, которого взято из Москвы 1717 иеродиаконом, а затем назначен строителем Иркутского монастыря (с 1730 г. его архимандрит), где он основал и миссионерскую школу. Также архимандрит Иларион Лежайский. Из светских лиц помогали митрополиту уже упоминавшийся Григорий Новицкий и Иван Перевицький, сосланы в Сибирь по делу гетмана Мазепы. Григория Новицкого гетман Мазепа назначил своим резидентом в Польше. Когда разоблачили союз гетмана с Карлом XII, Новицкий получил приказ российского правительства вернуться в Киев, где его еще до Полтавской битвы взяли под стражу, как свояка Орлика. Вывезен в Москву, и находясь в тюрьме, он подал 1712 челобитную Сенату, в котором просил оставить его в Москве за поручительством, а не ссылать, как было решено, в Сибирь. Просьба его отклонили и в октябре 1712 сослали в Верхотурья. Митрополит Филофей под свою ответственность брал Новицкого в миссионерские поездки, которые тот описал в «Краткий описании о народе остяцких» 1715 Новицкого, как и Перевицького, были поставлены для надзора и руководства христианской жизни новокрещенных остяков. Закончилась жизнь Григория Новицкого мученической смертью. Его убили после смерти митрополита Филофея.
1714 святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайский). В Тобольске он начал издательскую деятельность, используя созданную им в Чернигове типографию. К этому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илиотропиона» славянско-русски, чтобы его понимали и сибиряки, эти «дети природы» .8 Это было последнее произведение святителя, а до него из-под пера праздников. Иоанна вышло много других. В Чернигове он издал «Нравоучительное зерцало» 1703 г. и 1708 «Толкование на пятидесятый псалом» 1708 г., «Царский путь Креста» 1709; «Богомыслие» 1710-1711 гг. С его именем также связывают «Латино-греко-российский лексикон» 9 и другие произведения. Свой труд над «Илиотропионом», как свидетельствуют некоторые исследователи, митрополит Иоанн начал еще занимая должность преподавателя в Киеве, где издал его латинский язык. И только в Тобольске, до конца проработав, выпускает славянско-русским языком. «Илиотропион» в переводе с греческого - подсолнечник. Этот любимый еще с юных лет святителем образ подсолнуха стал для него аналогии, которая помогала выявить согласования воли человеческой с волей Божией. Поэтому святитель и положил этот образ в основу «Илиотропиона». «Единственным истинным средством для достижения нашего благополучия, - в этой жизни и в будущем - пишет святитель, - является постоянное обращение нашего внимания в середину самих себя, на собственную совесть, на свои мысли, слова и дела, чтобы взвесить их не предвзято: это откроет нам наши ошибки в жизни и укажет единственный путь к спасению. Путь этот есть всецелое вручение всего естества нашего, всего себя со всеми обстоятельствами нашей жизни воле Божией. Эмблемой такого обращения нашего к Богу пусть служит нам растение подсолнечник, пусть он будет всегда перед глазами нашими.
Теперь понятно, почему святитель Иоанн согласился на Сибирскую кафедру - он воспринял это назначение как Волю Божко, которой непременно следует повиноваться безропотно и жалоб. Он понимал, что очень нужен этой пастве и отдавал ей все свои силы и таланты. Как свидетельствуют современники святителя, для паствы своей митрополит Иоанн был не начальником, а настоящим духовным отцом, связь с ними был у него внутренним, глубоким и сердечным. В общении со всеми, он был простым и доступным. Двери его дома всегда были открыты для всех, особенно он помогал беднейшие слои населения своей епархии не только словом, но и делом. Уже при жизни митрополита Иоанна его паства видела в нем великого молитвенника за нее перед Богом. Он почти ежедневно совершал богослужение в храме. В окнах его кельи до глубокой ночи, а порой и до зари, можно было видеть отблеск свечи и слабую тень молитвенно склоненной фигуры перед небольшим аналоем. Личный пример святого чистой жизни, который доказывал истинность православной веры, делал свой вклад в дело обращения и совершенствования крещеных, который был не меньше вклада смелых и самоотверженных миссионеров. Один подвиг дополнял другой и это приводило к чрезвычайным успехов миссионерской дела.
Другие статьи по теме: - Католический журнал - Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Краткая история Церкви Церкви Адвентистов седьмого дня в Западной Украине - Храм преподобного Иова Почаевского - Роль религии в современном обществе
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|