Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Деятельность украинских православных миссионеров в xviii веке
Совсем по-другому обстояло дело с мусульманами. Крупнейшим народом Поволжья были татары, жившие в Казанской, Самарской, Симбирской, Саратовской и Астраханской губерниях и исповедовали ислам в его суннитской разновидности (Суннизм одна из двух (наряду с шиизм) течений ислама. В странах распространения ислама сторонника Суннихму, сунниты, составляют большинство (кроме Ирана, Южного Ирака, йеменской Арабской республики). Вместе с Кораном признают сую. При решении вопроса о высшей мусульманской власти опираются на согласие всей общины, в отличие от шиизма, который признает ишамы-халифами только Алида, т.е. потомков халифа Али и его тети Фатимы, дочери Мухаммеда) .4 Для татар-мусульман ислам был верой, которая укоренилась в их сознании. Весь образ их жизни строился на законах шариата.* Традиционная религия и историческое прошлое давали татарам особенную силу для сопротивления христианству и русификации, так православная миссия в Поволжье была всегда направлена прежде всего на просвещение татар и на борьбу с исламом, который воспитывал и поддерживал у татар чувство самостоятельности и згуртованости.5 Кроме татар, на Поволжье исповедовали ислам Башкиры, принявшие его в XVI веке. Башкиры относятся к тюркской этнической группы. Они кочевали по-обе стороны южной части Уральского хребта. Когда русская колонизация в юго-восточном направлении перешла Каму и в 1-й половине XVIII века достигла района Оренбурга, русская администрация начала православную миссию среди башкир. Стремление правительства заставить башкир к оседлости приводило к их многочисленных восстаний. Большое восстание 1755 подавили с помощью войска. В рядах повстанцев Пугачева было очень много башкир.
Все народы Сибири в племенном отношении делились на три главные группы: финскую, монгольскую и тюркско-татарскую. Финские племена - вогулы, остяки и самоеды сосредоточивались на Северном западе. Юг и восток Сибири заселяли многочисленные монгольские племена - киргизы, калмыки, буряты, тенгусы, якуты, чукчи, коряки, камчадалы и различные Приамурского племена, а в Западном и Юго-Западной Сибири - много татарских племен.7 Среди многочисленных племен Сибири царило три формы религии: шаманство, ламаизм и магометанство. Приверженцами шаманства * в XVII-XVIII веках были вогулы, остяки, самоеды, западные буряты, якуты, хакасы, тофалары, ханты, манси, шорцы, Ненцы, чукчи. Буддизм * в виде ламаизма, исповедовало население Бурятии и Тувы. В Западном и Юго-Западной Сибири татарские племена были мусульманами.8 Даже общий обзор показывает, какое разнообразие этнических и религиозных отношений в Поволжье и Сибири украинские миссионеры должны обязательно учитывать в своей работе. Еще одним негативным явлением, которое препятствовало миссионерам на новых территориях, был раскол старообрядчества.** Раскол был глубоким болезненной раной на теле Русской Церкви, так и не зажившей течение всего синодального периода. Преследуемые государством и церковью раскольники переселились на новые земли Поволжья и Сибири. Борьбу с расколом Церковь поставила в основу всей миссионерской деятельности, распыляя почти бесплодно все силы и упуская из виду другие важные задачи пастырского служения.
Для организации миссионерской дела в Казань направили необходимое количество духовных лиц. Штат архиепископа Гурия состоял из 31 человека; в Спасо-Преображенском монастыре было 15 братских келий и келья архимандрита; можно предположить, что в монастыре проживали 16 монахов, из которых было не менее 1 / 3 иеромонахов и иеродиакона. В Казани церквей с монастырскими было 20, священнослужителей при них, не считая монахов, 35 человек. Очевидно, общее число священнослужителей г. Казани в 60-х годах XVI века доходила до 45 человек: 35 священников и около 10 монахов. В Свияжске вместе с монастырскими было 9 церквей, священнослужителей при них 23. Черного духовенства в двух монастырях 79 человек: 63 чел. в Богородице-Успенском монастыре, 16 - в Троицком. Таким образом, на 4000 жителей Свияжск и 15 тыс. в Казани, из которых 11000 были россияне, было набрано 78 священнослужителив.7 Из этих данных видно, что основное количество духовенства были размещены в монастырях, призванных стать опорными пунктами христианской проповеди.
Другие статьи по теме: - Христианство на украинских землях до крещения Руси - Правовое состояние православного духовенства в Украине во время царствования Елизаветы - Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Храм преподобного Иова Почаевского - Католический журнал
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|