Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Деятельность украинских православных миссионеров в xviii веке
С этого эпизода ясно, что со стороны святителя было полное попечение о просвета бурят светом Христовым, и что Вознесенский монастырь был при нем купелью для них, хотя власти стояла на стороне некрещеных. И как, казалось бы, при отсутствии финансирования миссионерской дела и противодействия со стороны власти и самих туземцев можно было поощрить туземцев до крещения? Однако буряты во времена святителя Иннокентия принимали крещение целыми семьями, и доказательством этого могут послужить два сына и дочь Кекена.20 При этом не следует забывать, что в поле зрения святителя постоянно был некрещеный монгол - учитель Лапсан. Лично он не успел окрестить Лапсана, но хорошо его к этому подготовил, и не только его одного, но и жену и всю прислугу. То, что сам святитель Иннокентий Кульчицкий не настоял силой, чтобы Лапсан немедленно крестился, говорит о его мудрости и толерантности. Мало погрузить человека в воду при крещении, главное создать настроение сердечной любви к Искупителя. Терпимость в вере была особенной чертой любящего сердца святителя Иннокентия. Об этом свидетельствует еще один пример. В Урульчинський приходы за Байкалом появилось на горе мунгальське каменное капище. Оказалось, что строил его монгольский лама Оготуй, а помогал ему хозяин его квартиры, крестный ясашний Иван Шумков. Преосвященный о поступке Шумкова, который этим строительством обидел Веру Православную, сообщил для рассмотрения в Нерчинске городскую канцелярию, но язычника Оготуя и его капища не коснулся ни делом, ни словом.
Как отмечалось, жизнь святителя было наполнено труда и тягот. В Иркутске не имел он даже дома, а ютился или в помещениях соборного духовенства, или у кого из иркутских граждан. Но не следует думать, что святитель не заботился об увеличении финансирования, которое он использовал бы не на свои нужды, как на развитие епархии и расширение миссионерства. Иначе его можно было бы считать недобросовестным, или пассивным. Итак, встретив в Иркутской Епархии уже упомянутые трудности, епископ Иннокентий был вынужден обратиться за помощью в Святейший Синод. Для этого, он послал в столицу доверенных лиц от Епархии: Украинский Герасима Кирилловича Лебратовського, который служил когда при дворе царевны Натальи Алексеевны, а затем его взял епископ Иннокентий с Сергиевской Лавры и привез в Иркутск, а также писаря Архиерейского Приказа Артемона Шлякова. Святейший Синод принял посланцев и приказал узнать обеспечения архиереев в Астрахани и в Сибири, а от Шлякова взял сведения об отдаленности Илимська, Якутска и киренская от Иркутска и от Тобольска. Синод был удивлен неудобством предварительного разграничения Тобольской и вновь Иркутской епархии, сделанного митрополитом Антонием. Синод постановил:
Понятно, что наибольшие требования, относительно миссионерской деятельности, епископ Софроний выдвигал к духовенству. Им давно была возложена обязанность обращать в Христову веру язычников и магометан, вести точные записи крещения. Центрами миссии были, главным образом, монастыри, особенно Вознесенский в Иркутске, Селенгинський и Посольский *, Керченский, Успенский, Киренский, Спасский в Якутске. При святители Софрония впервые в Восточной Сибири использовались несколько производных церквей с миссионерской целью - в пограничной с Китаем полосе среди якутов и других народов Севера. Церковь несла туземцам просвета, приобщал их к общечеловеческой культуры, защищала их права. Владыка Софроний ревностно отстаивал гражданские права этих беззащитных людей, преодолевая с трудом дикое самоуправство жестоких и безнравственных людей, которых было много. Святитель предлагал местному населению селиться на монастырских землях, где они были бы изолированы от влияния язычества и защищены от жестокости и самоуправства приезжих росиян.
Другие статьи по теме: - Храм преподобного Иова Почаевского - Ч.2. Православная Церковь в жизни украинского народа в xix-xx вв. до революции 1917 - Священники-мученики: репрессии против православного духовенства в Закарпатье - Роль религии в современном обществе - собрание духовенства Киевской епархии
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|