Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Антизападничество и антимодернизм в восточном православии


Во всех проявлениях антизападничества в православии заметен один мотив: неприятие культурной составляющей поступающих с Запада технологий. Причем это касается не только религиозных или культурных ценностей, но и социального порядка, который эти ценности приносят с собой, заставляя менять порядки в «собственном доме».

Речь идет в первую очередь о либерализме, правах человека, демократии, рыночной экономике. Я имею в виду настроения, господствующие в православной публицистике. С либерализмом ассоциируется исключительно мировоззрение, равнодушное к религии или откровенно атеистическое. Принцип признания и защиты прав человека не принимается на том основании, что человек находится в падшем состоянии, а поэтому речь может идти только об обязанностях, а не о правах. Свобода совести, с этой точки зрения, только узаконивает греховное состояние человека, связанное с возможностью выбирать грех и ложь. Демократия и правовое государство подвергаются критике за анархию, безвластие, за согласие с секулярным характером государства. Рыночная экономика ассоциируется с потребительством, с торжеством материальных потребностей над духовными. В итоге получается, что с Запада на Восток идут только такие «ценности», как бездуховность, потребительство, культ самодостаточного человека.

Надо признать, что в современной России западные ценности и реализуются по большей части именно в такой форме. Но ведь дело не в том, что происходит, а в том, что должно происходить, то есть в общественном идеале. Если ценности демократии и модернизации в принципе не являются для Церкви ценностями, она не может помочь их реализации на практике даже в самой благоприятной ситуации.

Между тем не только в выступлениях иерархов можно услышать уверения в том, что Церковь несет в себе положительный нравственный потенциал, — подобные ожидания свойственны и самым широким слоям населения. Можно с уверенностью утверждать, что со стороны государства и общества Церкви сделан социальный заказ на современную этику. И вот центральный вопрос — как Церковь отвечает на эти ожидания? Так ли уж редко наряду с привычными высокими словами «о добром и вечном» можно слышать от ее лица заявления и совсем иной — такой, например, — направленности: «Согласно соответствующим богодухновенным пророчествам столпов Церкви, приход лжемессии-Антихриста близок. Глобальные масоно-демократические группировки готовят наступление лжемессианской эры... Тем не менее возможность воссоздания единой, неделимой, могучей Православно-самодержавной Монархии воспринимается уже не в качестве утопии, а как реальность ближайшего будущего»?..

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
- В чем каемся? И чего у неба просим?
- Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
- Храм Василия Блаженного
- Про «это» – православным
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи