Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Антизападничество и антимодернизм в восточном православии


В православной традиции при осмыслении социального бытия на общественную структуру проецируется универсальное строение духовного космоса. Первым эту проекцию осуществил Евсевий Кесарийский (IV в.), утвердивший формулу: «Один Бог — один Царь». То, что в небесной иерархии начинается с Бога, в земной иерархии начинается с царя. Царь получает сакральное значение центра социального бытия, источника земной власти. В российской традиции рядом с царем как хранителем Православия в мире не может быть поставлен никакой иерарх. Формой социального бытия, то есть проявлением совершенства в социальном мире, является государство. Народ же в этой картине является социальной материей, еще не оформленной массой.

Надо сказать, что такой однолинейной социальной метафизике в православной традиции не совсем удалось утвердиться. В ней не очень понятно место Церкви. Альтернативной концепцией, которая разрушает монолитность первой, изначально становится концепция симфонии властей, в которой Церковь рассматривается как иерархия, параллельная государству. Чем более значения придавалось Церкви в земном бытии, тем более отчетливыми становились контуры двулинейной метафизики. Именно на ее основе в русской философии XIX века, у славянофилов, начинается разрушение монархического богословия. Церковь постигается как социальный институт; рядом с государством появляется общество как самостоятельная инстанция социального бытия. Разрушение монолитной социальной метафизики получает формулировку в учении о соборности, которое развивали русские религиозные философы. Тем не менее и альтернативная концепция остается метафизической (см. «Новое средневековье» Н. Бердяева).

Социальная метафизика, имеющая общие религиозные основания для всего Средневековья, начинает активно разрушаться на Западе в процессе социальной модернизации в Новое время и в особенности в XIX-XX веках. На место представления об иерархичности и монолитности социальной структуры приходит концепция плюралистического общества. Государство утрачивает свою исключительную роль и становится одним из социальных институтов с утверждением концепции правового государства. Принцип разделения властей разрушает единство и абсолютизм власти как метафизического начала. Демократизация переносит источник легитимации власти сверху вниз. Но наибольшее значение имеет концепция прав личности. Представление о неотъемлемых свободах человека выводит личность из иерархического порядка, в котором свободы могут лишь делегироваться. Утверждение концепции, которая ставит личность выше всего социального порядка, означает полное разрушение традиционной метафизики.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Совет по делам религий при совете министров СССР и Русская Православная Церковь
- Иерусалимский храм
- Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие
- Постсекулярная эпоха
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи