Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Антизападничество и антимодернизм в восточном православии


6. Основания социальной метафизики православия

Мировоззренческие и философские основания православия во многом восходят к эпохе восточных отцов Церкви, то есть христианской неоплатонической традиции позднего эллинизма (каппадокийцы, Иоанн Златоуст и др.).

Не составляет труда проследить философскую эволюцию неоплатонизма. Метафизика Платона покоилась на учении о едином бытии, которое постигается как высшее благо сквозь призму совершенных идей. В неоплатонизме платоновская онтология становится лишь элементом более иерархичной картины, в которой высшее начало — Единое — стоит выше бытия. В христианском неоплатонизме этим началом является Творец, Бог, а платоновская онтология служит атрибутами Бога в рамках катафатического богословия. Мир видится как единая пирамида ниспадающего совершенства, вершина и начало которой — Божество. Эта картина очень хорошо передана в сочинениях Дионисия Ареопагита.

В христианской теологии мировоззрение становится теоцентричным, а промежуточные метафизические этапы «снимаются», но не исчезают. Главный интерес перемещается на познание совершенства и воли Божией через общение с Богом. Посредством этого перемещения в богословии совершается перескакивание метафизики. Метафизические размышления теперь понимаются как суетное, языческое занятие. Однако тем самым лишь накладывается вето на рефлексию и на пересмотр наличных метафизических концепций, которые так или иначе все равно вплавляются в теологические построения. Так, платоновское учение об идеях давно получило бескомпромиссное церковное осуждение. Но сама методология платонизма, согласно которой идеи единства и совершенства являются единственно верным фокусом познания вещей, осталась в православном богословии неприкосновенной. В соответствии с ней и создаются «конкретные метафизики» бытия, к которым принадлежит и социальная метафизика проавославия.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- Иерусалимский храм
- Храмы «под звоном»
- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи