Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
6. Основания социальной метафизики православия
Мировоззренческие и философские основания православия во многом восходят к эпохе восточных отцов Церкви, то есть христианской неоплатонической традиции позднего эллинизма (каппадокийцы, Иоанн Златоуст и др.).
Не составляет труда проследить философскую эволюцию неоплатонизма. Метафизика Платона покоилась на учении о едином бытии, которое постигается как высшее благо сквозь призму совершенных идей. В неоплатонизме платоновская онтология становится лишь элементом более иерархичной картины, в которой высшее начало — Единое — стоит выше бытия. В христианском неоплатонизме этим началом является Творец, Бог, а платоновская онтология служит атрибутами Бога в рамках катафатического богословия. Мир видится как единая пирамида ниспадающего совершенства, вершина и начало которой — Божество. Эта картина очень хорошо передана в сочинениях Дионисия Ареопагита.
В христианской теологии мировоззрение становится теоцентричным, а промежуточные метафизические этапы «снимаются», но не исчезают. Главный интерес перемещается на познание совершенства и воли Божией через общение с Богом. Посредством этого перемещения в богословии совершается перескакивание метафизики. Метафизические размышления теперь понимаются как суетное, языческое занятие. Однако тем самым лишь накладывается вето на рефлексию и на пересмотр наличных метафизических концепций, которые так или иначе все равно вплавляются в теологические построения. Так, платоновское учение об идеях давно получило бескомпромиссное церковное осуждение. Но сама методология платонизма, согласно которой идеи единства и совершенства являются единственно верным фокусом познания вещей, осталась в православном богословии неприкосновенной. В соответствии с ней и создаются «конкретные метафизики» бытия, к которым принадлежит и социальная метафизика проавославия.
Другие статьи по теме: - ю.н. столяров библия и библиотеки - В чем каемся? И чего у неба просим? - Стоглав и его место в русской канонической традиции - Храм Василия Блаженного - Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|