Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
4. Геополитические обоснования
православного антизападничества
Геополитические причины на первый взгляд имеют светский характер. Очевидно, что Россия включена в особую констелляцию стран и культур и имеет особые интересы по сравнению со странами Запада. Эта специфика положения России и выражена в понятии Евразии. Страны Балкан и Восточной Европы — «полоса» между Россией и Западом — традиционно составляли предмет их геополитического спора. Геополитический фактор был ключевым в эпоху «холодной войны», и тем более сейчас, с возникновением на месте СССР геополитического вакуума, он остается актуальным для политиков.
Однако православное сознание вносит собственные элементы и в геополитическую проблематику. Ключевой момент здесь, как ни странно, — это не линия, разделяющая христианство и ислам (хотя и она важна), а критерий для определения евразийской территории, которая воспринимается как каноническая и миссионерская территория православия. На эту территорию Русская Православная Церковь не хотела бы никого пускать. Иначе говоря, жесткая «религиозная граница» проводится не по отношению к исламу, а опять же по отношению к Западу и призвана обозначить линию противостояния его религиозным влияниям на Востоке6 .
Таким образом, критерием для обоснования геополитического (как и исторического) антизападничества в православии опять являются, как видим, конфессиональные интересы. Но при этом конфессиональное сознание мобилизует и берет на свое вооружение именно секулярные по своей природе исторические и геополитические мотивы, так что процесс культурно-религиозной самоидентификации православия в России неизбежно стимулирует и общий рост антизападнического сознания общества.
Столь своебразная и неразрывная связь светских и религиозных аспектов в процессе культурно-религиозной самоидентификации православия позволяет сделать вывод, что в России не только судьбу светского, но и судьбу православного антизападничества (которая во многом зависит, очевидно, от будущего экуменических контактов) решат прежде всего те контакты, которые будет развивать с Западом светское общество. Потому что только открытость светской России навстречу Европе может способствовать интенсификации межхристианских, экуменических обменов.
Другие статьи по теме: - Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России - О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России - Повседневная жизнь русского средневекового монастыря - первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой - Из истории религиозного вектора русской мысли: Василий Андреевич Жуковский
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|