Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
3. Исторические обоснования
православного анизападничества
Известно, что проблема отношений православного Востока с христианским Западом восходит к разделению Римской империи, то есть к проблеме различия исторических путей византийского Востока и романо-германского Запада. Однако вопрос о том, является ли Греция колыбелью европейской цивилизации и принадлежит ли Византия к «европейскому ареалу», часто решается в соответствии не с аргументами, а с определенными настроениями. Если для современной науки это вопрос исторического исследования, то для православной мысли — как сегодня, так и в прошлом4 — он носит практически-актуальный характер. Для православия Россия — «правопреемница» именно византийской традиции и в качестве таковой — европейская страна лишь в той же мере, в какой ею являлась и Византия. Так, например, политолог Н. Нарочицкая говорит о существовании «византийского буфера», к которому она относит православные страны Европы. В соответствии с этой концепцией, Россия должна «отвечать» за Балканы и защищать их от «посяганий Запада»5 .
Таким образом, можно, конечно,сказать, что антизападные умонастроения в российском православии в какой-то мере питаются и теми реальными сложными проблемами, которые существовали в исторических отношениях России и Запада. Но ведь в то же время обращает на себя внимание тот факт, что светская общественность воспринимает эту проблему значительно мягче. Исторические раны заживают, и все более остро воспринимается как раз задача взаимодействия с Западом. А вот в православном сознании эта задача интеграции с Западом даже и не возникает. Для этого сознания все еще актуальна проблематика «религиозной конкуренции», и именно поэтому оно гораздо более болезненно относится к историческим ранам, чем российское общество в целом.
Но, как уже было показано в предыдущем разделе, межконфессиональная «конкуренция» православия с другими христианскими вероисповеданиями имеет вовсе не религиозные корни и сама является, видимо, лишь инструментом какой-то иной идентификации. А из этого, в свою очередь, следует, что, стало быть, и обращение к историческим «аргументам», включаемым в религиозно-конфессиональный контекст, тоже не имеет самостоятельного значения в православном антизападничестве, но подчинено, видимо, тем же «другим» целям, что и его конфессиональные обоснования.
Другие статьи по теме: - ю.н. столяров библия и библиотеки - пять пунктов кальвинизма - Шатровые каменные храмы - Православная Церковь и государственные юбилеи Императорской России - Религиозные свободы в России конца xx века
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|