Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Антизападничество и антимодернизм в восточном православии
Особость и самостоятельность пути России выводится, во-первых, из особенностей ее культурного и духовного опыта, причем ключевым фактором здесь становится именно культурно-историческая специфика православия. Именно на этой почве развивались, как известно, славянофильские теории «Святой Руси».
Особенность российской истории и концепция «своего» пути России ообосновывается, во-вторых геополитическим фактором — огромной территорией, а также «азиатскими» корнями России. На этой почве была развита весьма популярная сегодня евразийская теория, и в ней ключевое место отводится, как известно, опять-таки православию — его «восточности».
Есть, наконец, и третий подход, согласно которому на Россию возложена миссия хранения православия (его можно назвать фундаменталистским). В соответствии с этой концепцией, православие было «предано» западным христианством, а поэтому Запад играет роль средоточия зла и является главной угрозой для России. С этой точки зрения, источником культурной идентичности России является религиозно-конфессиональный принцип в его наиболее чистом проявлении.
Итак, все эти три концепции — в отличие от других концепций — заявляют себя в качестве «православных». Но являются ли они в действительности таковыми?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться прежде всего к тем исходным принципам, которые лежат в их основе. Они заслуживают того, чтобы попытаться хотя бы вкратце рассмотреть их отдельно и проследить, как в них переплетаются секулярные и религиозные мотивы.
Другие статьи по теме: - Шатровые каменные храмы - Приходское духовенство xv - начала xvi века - Храмы «под звоном» - Золочение куполов - Священство и царство в российском общественном сознании
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|