Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Антизападничество и антимодернизм в восточном православии

1. Антизападничество в Российской Церкви

«Любому здравомыслящему человеку очевидно, что Запад как был, так и остался главнейшим противником России», — этой емкой формулой покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) выразил весьма распространенное среди православных верующих отношение к Западу, обнажив тем самым печальный факт, что Церковь оказалась среди наследников мышления эпохи «холодной войны»1 . Конечно, отношение православия к Европе этой простой формулой не охватишь. «Европа нам мать, как и Россия, вторая мать наша; мы много взяли от нее и опять возьмем и не захотим быть перед нею неблагодарными», — эти слова принадлежат куда более авторитетному православному мыслителю, хотя и XIX века, — Ф.М. Достоевскому2 .

Сложность православного отношения к Европе и Западу отражают не только взгляды таких православных «антизападников», как А. Хомяков или Ф. Достоевский. Согласно социологическим исследованиям страт современного российского общества, православные верующие составляют категорию, по своим мировоззренческим и социологическим характеристикам наиболее близкую к, казалось бы, противоположной категории «западников»3 .

И в то же время должен быть отмечен парадоксальный факт: уровень антизападничества внутри Церкви значительно выше, чем в обществе в целом. Парадоксален этот факт потому, что именно христианство, казалось бы, должно было бы быть особым связующим звеном между Европой и Россией. И, наоборот, фактором, отделяющим Россию от исламских и иных азиатских культур. К тому же стоит напомнить, что в советскую эпоху Церковь, внутренне не имевшая ничего общего с коммунистическим государством и с «холодной войной», ощущала моральную поддержку прежде всего со стороны Запада и строила «мосты мира».

Но за прошедшие десять постсоветских лет все изменилось. Настолько, что сегодняшнее церковное антизападничество следует считать в значительной степени продуктом именно этого последнего десятилетия российской истории, сформировавшимся под влиянием разного рода характерных для него факторов.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  

Другие статьи по теме:

- Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века
- первая женщина- библиотекарь/ статья м.п.спиридоновой
- Русская Православная Церковь в исследованиях Я.Н. Щапова
- Проблемы религиозного образования в России
- Духовная эволюция или деградация? 2
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи