Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Стоглав и его место в русской канонической традиции


В характере святительской власти все больше проявлялись особенности русского церковного устройства. Важно отметить, что Стоглав дает резко отрицательную характеристику современного ему святительского управления и суда: "У вас же убо, святителей, бояре и диаки, и тиуни, и десетинники, и неделщики судят и управу чинят непрямо, и волочят, и продают с ябедники с одного. А десетинники попов по селом продают без милости и дела составливают с ябедники" . Выдавая "несудимые грамоты", великие князья, а потом и цари освобождали монастыри от святительского суда, ставили их под контроль светской власти, что лишало святителей ряда доходов, потому что епископский суд на Руси рассматривался как источник доходов за счет штрафов, налагаемых святительским судом в пользу епископа. Стоглав, критикуя святительский суд, тем не менее, решительно выступал против "несудимых грамот", но, как показали исследования, полностью отстоять свои права епископскому суду не удалось, и "несудимые грамоты" продолжали выдавать и после Стоглава , причем после утверждения патриаршества в 1589 г. большинство монастырей и даже ряд церквей были освобождены от судебной власти епископов. Дела этих церквей передавались в ведение светского приказа Большого Дворца, при котором в 1611 г. был создан Монастырский приказ. Ведению Монастырского приказа подлежали все дела по церковным вотчинам и все монастыри по отчетности в монастырской казне. Стоглав же искал пути улучшения деятельности епископского суда в распространении новгородского института "поповских старост" и "десятских" на Москву. В их обязанности входило и присутствие при судебных разбирательствах над духовенством (в этом Б.Н. Флоря видит меры по укреплению духовного сословия). Стоглав отстаивал подсудность "священнического и иноческого чина" святительскому суду (гл. 53-56), регламентировал порядок суда и судопроизводства. Определяя порядок суда и управления, Стоглав копировал земское (государственное) управление.

Другая тема Стоглава - защита неприкосновенности церковных владений. Этому вопросу в советской исторической литературе уделялось много внимания . Отметим, что Стоглав ограничил права вклада вотчин необходимостью согласия государя. Впоследствии в условиях опричнины проблема вотчинных вкладов приобрела особенную остроту .
Судебные привилегии церкви, отстаиваемые Стоглавом, были уничтожены Уложением 1649 г. Характерно, что против этого Уложения выступал патриарх Никон, а не духовное сословие в целом. Собор 1667 г., осудивший патриарха Никона, добился отмены подсудности духовенства Монастырскому приказу. С этого времени борьба за святительский суд и монастырское землевладение стала одной из главных тем церковно-государственных отношений.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Шатровые каменные храмы
- К проблеме диалога со старообрядцами: уроки истории
- Духовная эволюция или деградация?
- Неоготика
- Про «это» – православным
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи