Календарь

Церковный (Юлианский)

Cобытия


Библейские чтения

Евангелие от Марка в переводе С.С. Авернцева


Библиотеки СПб

Библиотеки христианской книги

Законодательство

Закон и библиотеки


 

Стоглав и его место в русской канонической традиции


Новая публикация текста Стоглава, а также исследование этого памятника на современном источниковедческом уровне, сделанные Е.Б. Емченко, уже получили высокую научную оценку - работа была удостоена премии митрополита Макария (Булгакова). Изданию памятника предшествовало источниковедческое изучение 180 рукописей, содержащих Стоглав, а также всей его историографической традиции. Автор опирается на исследование Д. Стефановича, давшего классификацию списков Стоглава. Приняв утвердившееся в историографии мнение о наиболее раннем происхождении Полной редакции текста (существует также Краткая редакция, относящаяся к началу XVII в., и редакция "Макарьевского Стоглавника", отличающаяся другим количеством глав), исследовательница рассмотрела 33 новых списка XVI-XVII вв., а также 5 наказных списков, отличающихся по последним главам: Московский (содержит приговор 11 мая 1551 г.). Новгородский (содержит приговоры 26 июня 1551 г. и 15 июля 1551 г.) и Московско-Новгородский (в "Сказании главам" обозначен приговор 11 мая, а в тексте - приговоры 26 июня и 15 июля ).

Кодикологическое изучение привело историка к выводу, что редакторская работа по составлению Стоглава отразилась в рукописи РГБ Румянцевская 425, которая "предназначалась для дальнейшего переписывания, тиражирования", о чем свидетельствуют знаки в тексте и сопоставление внесенной в список правки с другими списками. Как замечает автор, часть правки отразилась во всех списках, а часть - лишь в списках первой группы. Вероятно, в этом месте отразилась слабость аргументации автора, так как часть приводимых им примеров правки представляет собой очевидные ошибки писца, которые могли быть исправлены как им самим, так и последующими переписчиками, независимо от того, с какого списка они сделаны. Иллюстрация внесенной правки в текст Румянцевского списка и воспроизведение этой правки в других списках включает лишь 9 случаев, что не может быть показательно для памятника такого объема, как Стоглав. В целом же нет оснований отрицать вывод автора о том, что "Рум. - это, по всей видимости, архетип, с которого были созданы остальные списки Стоглава" , но, думается, этот вывод нуждается в более серьезном обосновании. Несколько неопределенными остались выводы автора о соотношении Смоленского наказного списка и Румянцевского 425. Автор считает, что протограф Смоленского наказного списка мог служить одним из источников Стоглава, и именно этим определяется публикация текста списка в издании. Вообще после проведенного исследования работа над составлением Стоглава представляется еще более сложной, чем это казалось авторам XIX в. О сложном составе Стоглава свидетельствует то, что его источниками служили царские вопросы (первые и вторые), царские речи и написания, царские указы и грамоты митрополита, соборные приговоры. Наказные списки также могут быть выделены как источник протографа Стоглава.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Приходское духовенство xv - начала xvi века
- Из истории полемики против латинян в xvi веке
- Религиозные свободы в России конца xx века
- О религии и империи: миссии обращения и веротерпимость в Царской России
- Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
 
Актуально, Из истории,наш опрос

Актуально

ПЯТЬ ПУНКТОВ КАЛЬВИНИЗМА
основные положения теологии протестантизма 17 века

В. Дж. Ситон

Архив


Из истории

Началo Библиотечный каталог Издательства События Опросы Статьи Контакты
WebMaster
По всем вопросам с нами можно связаться через форму обратной связи