Календарь
Cобытия
Библейские чтения
Библиотеки СПб
|
Стоглав и его место в русской канонической традицииВ 2001 г. исполняется 450 лет церковному собору 1551 г., получившему в исторических сочинениях название "Стоглав" по наименованию сборника, содержащего в себе постановления Собора, разбитые, как правило, на 100 глав. Значение этого исторического источника для русской истории XVI в. трудно переоценить. Стоглав является единственным сохранившимся полностью собранием решений церковного собора средневековой России, причем эти решения подкреплены анализом состояния русского общества XVI в., сделанным царем и крупнейшими церковными иерархами, и представляет собой, таким образом, широчайшее поле для исследований самых различных аспектов истории российского общества, тем более, что судьба этого памятника была достаточно сложной и выразительной в истории церковной жизни и общественной мысли России XVII-XX вв.
Это объясняет, почему Стоглав выдержал более восьми изданий , в то время как большинство памятников русского церковного права известны по единственному изданию А.С. Павлова в 6-м томе Русской исторической библиотеки (переизданному В.Н. Бенешевичем ). Бенешевич частично повторил это издание в "Сборнике памятников по истории церковного права преимущественно русской Церкви до эпохи Петра Великого" , ему же принадлежит издание древнеславянского свода церковных правил и установлений, получившее название Кормчей (2-й том этого издания был завершен только в 1987 г. под редакцией Я.Н. Щапова ). Неизданной остается Кормчая русской редакции -именно она включает в себя наибольшее число памятников церковного права русского происхождения . Многолетняя работа сербских ученых по подготовке научного издания сербской Кормчей, начатая еще в XIX в., закончилась воспроизведением единственного Иловицкого списка .
На этом фоне интерес ученых и издателей к Стоглаву нуждается в комментариях. На решения Стоглавого собора 1551 г., как известно, дважды "налагались клятвы" (т.е. некоторые его решения отменялись решениями Московского собора 1656 г. и Большого московского собора 1667 г.). Это было связано с борьбой со старообрядцами, видевшими в решениях Стоглавого собора выражение истинной древнерусской церковной традиции, что не могло не отразиться и на истории бытования и изучения самого текста Стоглава. Полемическую направленность имело уже первое издание Стоглава, выполненное Вольной русской типографией в Лондоне в 1860 г. Оно было адресовано староверу - "патриоту, читателю и хранителю древней истины" , которого лондонские эмигранты считали своим союзником в борьбе с царским режимом. Ответом на это издание, а также выражением взгляда церкви на Стоглав было издание 1862 г., подготовленное И.М. Добротворским, преподавателем Казанской духовной Академии.
Другие статьи по теме: - Религиозно-этические аспекты отношений знати и князя иа Руси в Х-Хii веках - Шатровые каменные храмы - Постсекулярная эпоха - Образ Иерусалимского храма - Сталин и Церковь: «конкордат» 1943 г. и жизнь Церкви
|
|
Актуально, Из истории,наш опрос
Актуально
Из истории
Диспут между царем Иваном Грозным и протестантским проповедником Яном Рокитой
|